Александр ХанжонковПамять организатора кинематографа в России хранят на его малой родине

В городе Макеевка Донецкой области 8 августа 2008 года открыт памятник первому организатору кинематографа в России Александру Алексеевичу Ханжонкову. В церемонии приняла участие делегация «Землячества Донбассовцев» г. Москвы.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Дотянуться до звезды…

Ярким фейерверком звезд вспыхнули в Макеевке минувшие выходные

В седьмой раз на празднование дня рождения великого кинематографиста Александра Ханжонкова собрались не только макеевчане, но и знаменитые гости из Украины и России. В этом году наш город посетили Ада Роговцева - народная артистка СССР, кавалер ордена Княгини Ольги, лауреат многих театральных и государственных премий; Ирина Гращенкова - художественный руководитель Студии «Первого фильма», киновед, доктор искусствоведения; Раиса Недашковская - художественный руководитель Театра «Под звездным небом», народная артистка Украины; Владимир Талашко - макеевчанин, заслуженный артист Украинской ССР, народный артист Украины и гость из России Владимир Конкин - заслуженный артист Украинской ССР, лауреат премии МВД, народный артист России.

В субботу именитые визитеры встретились с жителями поселка Нижняя Крынка в местном Дворце культуры, затем дали концерт в ДК ЗАО «Макеевкокс» и побывали на казацкой заставе. А вчера посетили строящийся центр культуры, который будет носить имя великого кинематографиста. В конце путешествия звезды по старой доброй традиции на «Аллее звезд» в Нижней Крынке посадили молодые саженцы в знак вечной памяти об этой земле и заслугах ее земляка.

Все это время любимых артистов сопровождали представители местной власти, СМИ и макеевчане, для которых приезд таких звезд кино и театра стал грандиозным событием. Актеры с удовольствием общались с публикой, фотографировались и давали автографы. Многие из них уже не в первый раз в Макеевке. Для людей, посвятивших всю жизнь кино, побывать на родине человека, открывшего для всех это великое искусство, - значимое и символичное событие.

Перед такими женщинами - можно и на колени

Макеевка не первый раз встречает звезд киноискусства. Наши земляки уже привыкли общаться с актерами мировой величины на равных, как с друзьями. Ирина Алферова, Олег Стриженов, Людмила Чурсина, Елена Кондулайнен, Римма Маркова, Никита Джигурда, Ольга Сумская - это далеко не полный перечень выдающихся деятелей кино, которые открыли для себя родину Ханжонкова. Нынешний год не стал исключением: в Дни Ханжонкова Макеевка распахнула объятия для Владимира Конкина, Владимира Талашко, Ады Роговцевой, Раисы Недашковской и Ирины Гращенковой.

С первой улыбки, с первого взгляда...

... Встать на рассвете очень проблематично. Особенно, когда ты не привык, особенно, когда ты лег глубоко за полночь, особенно, когда надо встать, чтобы сразу начать работать. Жутко хочется спать, в голове еще свеж недосмотренный сон, а редакционный автомобиль, задорно подпрыгивая на ухабах, мчится на железнодорожный вокзал Донецка - именно сюда приедут наши гости. Утренняя свежесть напоминала о том, что скоро осень. Зябко поеживаясь, "боевой десант" "Макеевского рабочего" прибыл на место дислокации вовремя. В запасе было минут двадцать: курящие - курили, некурящие - согревались кофе. К нашему огорчению мы не встретили толпы папарацци: донецкие журналисты в отличие от коллег из провинции в это время еще досматривали приятные сновидения.

"На первый перрон прибывает..." - диктор объявил о том, что мы можем встретить часть наших гостей. Киевским поездом прибыли Владимир Талашко, Ада Роговцева и Раиса Недашковская. К сожалению, актеры находились в разных вагонах, так что корреспондентам пришлось побегать, чтобы встретить знаменитостей.

Буквально с первого слова, с первой улыбки Ада Роговцева очаровала встречающих. Маленькая, хрупкая женщина с задорным, лучистым взглядом и неподдельными аристократизмом, элегантностью и в то же время простотой.

- Мне 71 год! - парировала Ада Николаевна, когда услышала о том, какая программа мероприятий предусмотрена для гостей.

В ожидании московского поезда, которым ехал Владимир Конкин, корреспонденты могли в непринужденной обстановке попить кофе и побеседовать с артистами.

Раиса Недашковская всем активно предлагала "киевские помидорчики", которые у нее остались "от тормозка". В отсутствие своего друга и тезки Владимир Талашко рьяно исполнял роль галантного кавалера, успевая ухаживать за всеми присутствующими женщинами сразу.

- Это такая редкость, - рассказывал он журналистам, - у нас здесь есть два народных артиста Украины и... один мужчина.

После того, как его уличили в излишней скромности, он добавил, потупив взгляд:

- Я мужчина и народный артист... по совместительству.

Ада Николаевна и Раиса Степановна, не чувствуя разницы в возрасте с молодыми корреспондентами "МР", по-матерински давали советы и напутствия. Рассуждали о проблемах современного телевидения, деморализации молодого поколения и даже посекретничали о жизни некоторых актеров, но последнее наверное, стоит оставить за кадром.  А вот один из советов, который попросила запомнить Раиса Недашковская, может пригодиться всем, и не только в личной жизни, но и в разных житейских ситуациях.

- Мне еще моя мама повторяла: "Все хорошо!". Это касалось всего. Пришел - хорошо, не пришел - еще лучше. Главное, запомнить - "Все хорошо!" - говорила Раиса Степановна.

Настроившись на позитив, мы услышали, что вокзальный диктор объявил о прибытии московского поезда.

Владимир Конкин не заставил себя ждать, он вышел из вагона первым и сразу попал в объятия давнего друга - Владимира Талашко. Кстати, все прибывшие в этом году гости давно дружат, за плечами у них много совместных ролей.

- Неужели это Конкин? - раздалось где-то сзади.

- Да нет, вряд ли, что ему здесь делать, пошли дальше, - прозвучало в ответ.

Встретив долгожданных гостей, мы все вместе отправились в Макеевку.

Народные встречи с народными артистами

Первым делом столичные звезды в Макеевке  посетили духовное сердце города - Свято-Георгиевский собор, где поклонились иконам и поставили свечи. Подходившим к ним прихожанам актеры рассказывали о долгом пути их к православию и великом значении веры сегодня.

А во Дворце культуры поселка Нижняя Крынка гостей ждали с самого утра. Собралось много народу, всем хотелось увидеть легендарных актеров советского кино.

- Едут, едут, они уже здесь! - кричала детвора при виде каждой проезжающей машины.

Через некоторое время любимцы публики подъехали к ДК. Творческая встреча прошла в теплой, можно даже сказать, домашней атмосфере.

Первым на сцену вышел Владимир Конкин. Из зала сразу же стали доноситься возгласы зрителей: "Шарапов!", "Павка Корчагин!". Актер в своем выступлении признался, что очень тяжело переживает искусственный разрыв между Украиной и Россией:

- Я закончил Харьковский университет, жил пять лет в Киеве, мой первый фильм "Как закалялась сталь" снимался на студии им. Довженко. Я никогда не откажусь от Украины, - сказал Владимир Алексеевич.

В знак своего несогласия он даже показал всем политиканам кукиш. Потом повеселил макеевчан казусными историями со съемок, Например, как один раз пропустили сцену в фильме, а время прошло и настала зима. Декораторам пришлось вешать на деревья искусственные листья, убирать снег и красить траву. А вот сосульки со здания школы, около которого проходили съемки, решили убрать оригинальным способом - взрывом. Только по ошибке пиротехник заложил взрывчатку и в закопанный туалет. Представляете, каково было киношникам, когда все содержимое взлетело на воздух фонтаном и обрушилось на них!

Владимир Талашко спел вместе со зрителями любимую песню из фильма "В бой идут одни "старики". В очередной раз признался макеевчанам в любви:

- Я ваш, а вы - мои! Потому что мы любим дома, где ждут и любят нас. Будем жить! - провозгласил народный артист.

Ада Роговцева поведала об особенностях работы в кино и театре. Кино, по мнению Ады Николаевны, требует большей человеческой откровенности, но такая работа всегда праздник и отдых от театральной жизни. Прочитала стихотворения и пожелала присутствующим не сдерживать положительных эмоций:

- Сюсюкайте, дорогие мои, не надо этого стесняться, - призвала кинодива.

Раиса Недашковская пожелала макеевчанам никогда не унывать: "Коли немає в_тру, треба грести руками". Попросила киевская актриса беречь нашу землю, чтобы такой же цветущей она досталась и нашим внукам. Приехавшая вместе с актерами киновед Ирина Гращенкова подарила городу несколько своих книг, в которых есть главы и о нашем земляке Александре Ханжонкове.

После радушной встречи в Нижней Крынке гости посетили ЗАО "Макеевкокс". Артисты прогулялись скверами Макеевского коксохима, заглянули в храм... Кстати, в выступлении Конкин признался зрителям, что "когда-то частенько топтал сцену ДК коксохимиков, но даже в лучшие времена советской власти она была в куда более неприглядном состоянии...". Звезды дарили зрителям тепло, откровенничали, шутили и плакали. Зал отвечал волнующей взаимностью, подхватывая то тютчевские рифмы, то всенародную "Смуглянку". День у гостей был насыщенный, но, несмотря на это, они не отказались посетить казачью заставу, где отведали настоящий кулеш и спели казацкие песни.

День второй...

Вчера у макеевских гостей была не менее насыщенная программа. Сколько автографов они дали, сколько раз позировали для фото с поклонниками и на сколько вопросов ответили, просто не счесть! Гостям было интересно, как же Макеевка наградит за выдающиеся дела своего земляка. Утром им продемонстрировали своеобразный памятник - Центр культуры имени Александра Ханжонкова, строящийся в Советском районе. Гости одобрили такой вариант почтения кинематографиста. Высказав единое мнение о том, что такие центры просто необходимы для развития нации, уверили, что теперь они уедут со спокойной душой, зная, что культурное будущее у нашего города есть.

Продолжили свой "звездный" путь артисты на место, ставшее уже традиционным для таких встреч, - "Аллею звезд" в Нижней Крынке. Там уже ждали казаки и местные жители. Артисты возложили цветы к камню, установленному к 125-летию А.А. Ханжонкова. Вскоре на этом месте планируется возвести барельеф. Гостей встретил профессор МЭГИ Василий Товстик, давний приятель Владимира Талашко. Конечно же, в этом году не стали отходить от традиции - и на "Аллее звезд" появилось еще три новых дерева. Их посадили Ирина Гращенкова, Владимир Конкин и Раиса Недашковская.

Эти дни в Макеевке прошли под девизом искусства, красоты, оптимизма и кино. Хорошо все-таки, что в нашем городе живут люди, помнящие и чтящие свою историю и своих великих земляков, таких, как Александр Ханжонков. Именно в эти дни дотянуться до звезды - вполне реально.

Инна КОВАЛЬ

Актуал  № 87(17646) от 11 августа 2008 года.

Памятник Ханжонкову от Зураба Церетели

Прославленный российский скульптор побывал в Макеевке, где осмотрел место для монумента классику мирового кино, а в Донецке встретился с председателем облгосадминистрации Анатолием Близнюком.

Богатый талантами Донецкий край как магнитом притягивает людей с мировыми именами. Донетчане гордятся тем, что создатель российского кинематографа Александр Ханжонков - наш земляк. Не менее приятное чувство вызывает факт, что памятник ему взялся изваять знаменитый скульптор Зураб Церетели. В минувший понедельник самолет с московской делегацией на борту приземлился в аэропорту Донецка. Гостей встречали заместитель председателя облгосадминистрации Владимир Демидко, Макеевский городской голова Александр Мальцев, другие официальные лица.

Вначале Зураб Церетели побывал в Макеевке. Он должен был "привязать к местности" образ Александра Ханжонкова, представить, как будущий памятник "впишется" в городской пейзаж. Поселки Ханжонково, Нижняя Крынка, центр Макеевки - вот те плошадки, которые могут стать местом воплощения творческого замысла мастера и городских властей. Зураб Константинович проникся идеей создать памятник еще в прошлом году, когда в Москве проходили Ханжонковские дни. Тогда он познакомился с макеевчанами, был очарован их бережным отношением к истории города и пообещал принять участие в работе по увековечиванию памяти Александра Ханжонкова.

То, что слова Церетели не расходятся с делом, подтвердил его нынешний визит. Макеевка понравилась художнику. Он рассказал журналистам, что уже видит незаурядную личность Ханжонкова в бронзе. Для памятника, скорее всего, будет выбрано место в центре города, неподалеку от Дворца пионеров и Свято-Георгиевского собора. Впрочем, другие площадки также вдохновили Зураба Константиновича. По его мнению, там могут быть установлены скульптурные композиции, отражающие сущность творческой натуры кинематографиста. Гости побывали в Свято-Георгиевском соборе, беседовали с его настоятелем отцом Варнавой. Религиозная тема близка Зурабу Церетели, человеку верующему и принимавшему непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя в Москве. Поэтому он советовал, какими красками лучше делать роспись в храме. Пообещал подарить свою эмаль с изображением святого Георгия Победоносца, а также литые фонари, которые, без сомнения, украсят внешний вид величественного строения.

Затем делегация отбыла в Донецк, где Зураб Церетели встретился с председателем облгосадминистрации Анатолием Близнюком. Губернатор рассказал, что в регионе, где сконцентрировано 20 процентов экономического потенциала страны, большое внимание уделяется духовности. На весь мир звучат имена прославленных донбассовцев Вадима Писарева, Сергея Бубки, Руслана Пономарева, Лилии Подкопаевой и других. Зураб Церетели подарил Анатолию Близнюку и Александру Мальцеву красочные трехтомники о своей творческой деятельности. В ответ губернатор преподнес гостю изображение герба Донетчины и символ края - миниатюрную копию пальмы Мерцалова. Пресс-конференция для журналистов получилась насыщенной и непосредственной. Президент Российской академии художеств, член-корреспондент Ахадемии художеств Института Франции, академик-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо (Мадрид), профессор Брокпортского государственного университета (Нью-Йорк) Зураб Церетели, чьи работы находятся в 18 странах мира, был очень простым и доступным. Он охотно отвечал на вопросы, даже не всегда приятные, делился творческими планами. В ближайших, кроме памятника Ханжонкову, строительство хрустальной часовни на Манежной площади в Москве, изображение образа императрицы Екатерины, создание Всероссийского центра искусства, способного соединить в себе все разнообразие творчества.

Сопровождавшие Зураба Церетели директор Дома Ханжонкова в Москве Расим Даргях-заде и вице-президент Ханжонковского фестиваля Людмила Цветкова рассказали, что строительство памятника - лишь часть большой культурной программы, проходящей в рамках года России в Украине. В августе текущего года в Макеевке стартует фестиваль, который продолжится в Донецке, Москве, Марселе. Именно близ этого французского города жили братья Люмьер, создавшие первое в мире кино. Французы пообещали воссоздать первый кинотеатр, где демонстрировалась лента с надвигающимся на зрителя паровозом. А сейчас в Макеевку передаются хорошо сохранившиеся фильмы Александра Ханжонкова, снятые в 1911-1915 годах. Поскольку времени до открытия фестиваля остается немного, и Зураб Константинович к этому времени не успеет изготовить памятник, существующий пока в карандашных эскизах и его творческом воображении, в августе на месте будущего монумента будет установлен памятный камень. Скульптор отметил, что свою работу он выполнит для Макеевки бесплатно.

Газета Донецкого областного совета и областной государственной администрации "Жизнь"

http://www.tsereteli.ru/publics_i.php?code=454

Ханжонков Александр Алексеевич

Выдающийся российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.

Родился 8 августа (26 июля по старому стилю) 1877 года в деревне Ханжонковка (ныне посёлок Ханжонково Донецкой области) в семье обедневшего помещика. В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающиюся в таких случаях по закону выплату в 5 тысяч рублей. Эту сумму Ханжонков вкладывает в кинопромышленность: видимо, поначалу он становится пайщиком московской компании «Гомон и Сиверсен», которая вскоре вливается в его собственное предприятие и на её основе Ханжонков организует на новом оборудовании фабрику по производству кинолент в доме Саввинского подворья. Весной 1906 года создаётся на паях Торговый дом «Э. Ош и А.Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.

9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров, член Государственного Совета.

Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съёмки отечественной картины «Палочкин и Галочкин», которая, однако, закончена не была.

Заставка, которая открывала фильмы производства ателье Ханжонкова.

2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.

С конца 1910 года компания Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». С 1915 года начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.

На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства.

Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный Научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. Для создания некоторых из этих фильмов привлекались лучшие силы компании: например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего из бутылки чёртика (ещё один редкий по тем временам спецэффект, осуществлённый Владиславом Старевичем).

Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытается восстановить кинопроизводство. В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

В 1923 году к Ханжонкову обращаются представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение принимает, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать. Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино».

В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

В 1934 году Ханжонков обращается к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому с письмом, в котором пишет: «…Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обречённым вместе со своею женою». Письмо возымело действие — Ханжонков был реабилитирован и получил правительственную персональную пенсию. В последние годы жизни он занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (1937).

Во время немецкой оккупации Крыма в 1941—1944 годах прикованный к инвалидной коляске Ханжонков оставался в Ялте.

Александр Алексеевич Ханжонков скончался 26 сентября 1945 года.

В 2007 году в Макеевке планируется открытие памятника Ханжонкову работы Зураба Церетели.

Библиография

Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. — М., Л.: Искусство, 1937.

Кузнецова М. Александр Ханжонков. Жизнь за кадром // Профиль. — 1997. — № 29.

Янгиров Р. К биографии А. А. Ханжонкова: Новый ракурс // Киноведческие записки. — 2001. — № 55.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Ханжонков

Знак студии Ханжонкова

Возложение цветов к камню, установленному к 125-летию Александра Ханжонкова

Гости из Киева и Москвы в Макевке

На світлинах: Александр Ханжонков. Знак студии Ханжонкова. Возложение цветов к камню, установленному к 125-летию Александра Ханжонкова. Гости из Киева и Москвы в Макевке.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка