Повернення чумаківЗ історії появи перших українських поселень в Саратовському Поволжі

Первые украинские поселения в Саратовском Поволжье появились на рубеже XVII-XVIII веков. Однако незащищенность края от набегов кочевников сдерживала переселенческий поток украинцев на волжские берега. И только после строительства Царицынской линии украинцы стали активно заселять саратовские земли. Этот процесс значительно усилился, после того как в январе 1747 года Правительствующий Сенат издал указ о начале соляных разработок (промыслов) на озере Эльтон. Один из пунктов сенатского указа гласил: "…печатными указами вызвать поставщиков, которые бы взялись возить с озера соль и ставить в казну". На предложение правительства откликнулись украинские чумаки, которые в числе первых и стали возить соль с озера.

 

Весной, тысячи украинских чумаков со своими волами приходили к берегам соленого озера. Из года в год, количество чумаков желающих возить эльтонскую соль неуклонно росло. Украинские чумаки практически вытеснили великороссийских крестьян от столь выгодного и доходного предприятия. Пользуясь особыми условиями, которые распространялись на малороссиян и получая от возки соли ощутимую выгоду, сотни чумаков стали селится вблизи соляных магазинов (амбаров), которые были построены на противоположном берегу Волги от г. Саратова и г. Дмитриевска (современный г. Камышин), а так же вдоль соляных трактов. Так сложилось, что временем основания слободы Покровской считают 1747 год. Хотя официальной датой основания украинской слободы следует считать 28 марта 1754 г, именно в это время Сенатом был издан указ который разрешал: "Всем тем малороссиянам, кои там обретаются, и к возке соли обзаводились волами и всяким припасами, как при Саратову, так и при Дмитриевску, на луговой, а не на горной стороне быть, и скот свой пасти, лес незаповеданный рубить на починку их телег позволить". Получив разрешение Сената слобода на противоположном берегу от г. Саратова стала быстро заселятся чумаками. Вскоре в ней была построена церковь Покрова Богородицы и слобода стала называться Покровской. К 1762 г. население Покровской слободы возросло до 3 тыс. человек. Кроме Покровской слободы чумаки стали проживать и в других селениях Саратовского края: Узморье, Пестравка, Порубежка, Николаевская, Котово, Владимировка, Рахинка, Самойловка. К концу 1760-х гг. вдоль дорог от Эльтона до Саратова и Камышина и далее по дорогам к Воронежу и Тамбову возникло более 100 украинских хуторов и слобод.

По данным третей ревизии, в 1762 г., в Саратовской губернии проживало 3428 украинцев-чумаков. Спустя двадцать лет количество чумаков возросло до 9674 человек.

Процесс добычи и доставки соли из Эльтонского озера заключался в ломке соли из дна озера и складировании ее на берегу, далее эта соль перевозилась в так называемые Саратовские и Камышинские "луговые" магазины, а из них она развозилась во многие города Российского государства.

Ломкой соли, как правило, занимались "вольные" люди и помещичьи крестьяне из Пензенской, Рязанской и Нижегородской губерний, а также бедняки и бобыли украинских слобод. Без вызова они приходили на озеро и не получая казенного пособия обустраивали берега. В обычные годы добыча соли составляла до 6,5 - 7 млн. пудов. С добычей такого количества соли вполне могли справляться 300-400 человек, но желающих ломать соль было гораздо больше, чем требовалось, в некоторые годы на озеро приходило до 3-4 тысяч ломщиков.

Труд ломщиков был необычайно тяжелым. Для выламывания соляных глыб со дна озера ломщики должны были постоянно находиться по пояс в крепком соляном растворе - рапе, которой было покрыто озеро на глубину 1-1,5 метра. Летом при невыносимой жаре горячий соляной раствор разъедал тело, кожа покрывалась язвами. При перегрузке соляных глыб ломщики получали увечья. Изнуренные тяжелыми трудом и не имея никакой медицинской помощи, многие ломщики умирали.

Свою работу ломщики отправляли артелями: ибо одному выламывать глыбы было невмоготу. Наиболее опытный ломщик, выбирал место, где удобнее запустить пешню: ибо каждый год на дне озера нарастал новый слой соли. Отделив соляную глыбу от нового соляного пласта, артельщики подымали ее на лодку. Иногда нагруженные солью лодки приходилось вести к берегу на расстояние шести и более верст.

На берегу озера, ломщиков поджидали чумаки, которые по сходной цене покупали у ломщиков соль и после загрузки ценным товаром, фуры отправлялись к саратовским и камышинским "луговым" магазинам. Экономическая выгода чумаков заключалась в перепродаже возимого ими товара поставщикам соли, которые далее ее развозили по российским губерниям.

Из года в год вывоз соли увеличивался, в 1747 г. за одну поездку в августе - сентябре чумаками с озера было доставлено 13275 пудов соли, в 1751 г. - 3253759 пудов, а в конце 1850-х гг. ежегодный вывоз соли из озера составлял 6,5 млн. пудов. Эльтонский соляной промысел приобрел всероссийское значение. Он давал две трети добываемой в государстве соли. В 60-70-е годы ХIХ века эльтонской солью снабжались шестнадцать губерний России.

Вывоз соли с эльтонского озера начинался весной, когда появлялась первая трава. Как правило, это происходило после Николина дня (9 мая). К началу первой валки, у озера ломщиками еще было недостаточно заготовлено соли. Холод, сильные ветры, большая глубина залегания рапы затрудняли добычу соли. Чумакам приходилось ждать у озера первой валки неделю - две, а иногда и три.

Дождавшись первой соли и погрузив ее на фуры, рано утром чумаки отправлялись в путь. Первый дневной переход продолжался до начала жары. С началом жары чумаки распрягали волов, кормили и давали им "роздых". После того как жара спадала, чумаки продолжали свой путь дальше, до тех пор, пока совсем не темнело. Ночной отдых был недолгим, как и летняя ночь. С окончанием утреней зори все начиналось сначала. Осенью, когда становилось прохладней, груженые солью фуры двигались весь светлый день безостановочно. Неизменным правилом чумаков было давать отдых волам на вечернюю и утреннюю зорю, в это время и сами волы и их корм освежались от росы. Если же, это правило нарушалось, волы начинали тощать и слабеть, у животных начиналась так называемая "жестокая каменная болезнь" излечить которую чумаки не могли.

Государство заботилось как о чумаках, так и об их верных помощниках и тружениках - волах. Для выпаса волов вдоль соляных трактов была намежеваны сорока верстная полоса земли. Всем кто нарушал границы межевых полос, грозило суровое наказание. Только в 1832 г. по предписанию Министра финансов полоса для выпаса волов была уменьшена до десяти верстной ширины.

Одним из неудобств, с которыми сталкивались чумаки во время своего путешествия по степи, был недостаток питьевой воды. Несмотря на то, что вдоль соляных трактов были выкопаны колодцы - "копани", скапливавшаяся в них вода в большинстве случаев была солоноватой и не всегда могла использоваться для питья людьми и скотом. Поэтому, в засушливые периоды, отправляясь в путь, чумаки на 4-5 фур под соль, брали одну фуру, на которой была установлена бочка с питьевой водой.

Вывоз соли с озера продолжался до сентября месяца, реже до середины октября, да и то только в самые удачные годы. К Покрову обычно начинались дожди и транспортировка соли прекращалась. По чумацкой традиции основным тяглом того времени были волы. Солевозчики берегли своих волов-тружеников и ни в дождь, ни в грязь, никогда не использовали их для возки соли. Если же дождь заставал чумацкую валку в дороге, то чумаки прекращали свой путь и ждали, когда подсохнет дорога и высохнут волы. В общей сложности вывозить соль было возможно в течение 130-150 дней в году (май-октябрь). Если исключить 30 дождливых дней, приходившихся на этот период, получается, что для возки соли было пригодно только 100-120 дней в году.

Расстояние от Эльтонского озера до камышинских соляных магазинов составляло 127 верст. Весь камышинский тракт был разбит на 12 станций, или, как их называли чумаки "уповоды". Таким образом, расстояние между "уповодами" составляло 12-15 верст. Весь путь от озера к камышинским магазинам составлял шесть дней, а в хорошее осеннее время пять с половиной дней. Обратный путь с порожними фурами составлял пять дней. В общей сложности полная ходка за солью у камышинских возчиков составляла одиннадцать дней, без времени потраченного на загрузку фур солью. Для вывоза в камышинские "луговые" магазины были приписаны чумаки из украинских слобод и сел: Николаевская, Котово, Самойловка, Владимировка, Рахинка, а также частично чумаки из слобод Покровской, Узморье, Порубежка, Пестравка.

Путь от Саратова к Эльтонскому озеру был почти в два раза длиннее камышинского и составлял 274 версты. Чумаки из слобод: Покровской, Узморье, Порубежка, Пестравка и других возили соль в саратовские соляные магазины.

На первый взгляд, саратовский соляной тракт был невыгоден, однако это не так, он был необходим, поскольку позволял складировать вывезенную соль несколько выше по течению Волги. Кроме того, вывоз соли по двум путям позволял сохранить волов в случае их массового заболевания и обеспечить им корм. Это обстоятельство было особенно важно, поскольку, по бесплодным заволжским степям, особенно в летнее, жаркое время, когда на степной почве и полынь выгорала, чумаки, для того чтобы накормить скот, вынуждены были гонять своих волов за 10 и более верст от трактов.

Прибыв к соляным магазинам, чумаки разгружали свои фуры и уже из складов, поставщики развозили соль дальше по губерниям. Из саратовских магазинов соль переправлялась в Рязанскую, Тульскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии, из камышинских - в Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Нижегородскую, Саратовскую, Симбирскую, Казанскую губернии. Также камышинские магазины частично пополняли запасы соли Воронежской, Курской и Орловской губерний, довольствовавшихся преимущественно крымской солью.

В начале 1790-х гг. государство решило, все этапы добычи и транспортировки эльтонской соли взять под свой контроль. В 1792 г. Указом Правительствующего Сената эльтонские чумаки были сделаны казенными солевозчиками и оказывались в полной зависимости от чиновников соляной канторы. В таком состоянии они находились до 1828 г., когда их перевели в категорию государственных крестьян. Этим же Указом чумакам была установлена фиксированная плата за извоз соли. За доставку соли в саратовские магазины государство платило чумакам по 10 копеек с каждого пуда, в камышинские - 6 копеек.

Спустя пять лет после того, как чумаки стали государственными солевозчиками, правительство в надежде, что чумаки будут более охотно заниматься извозом соли, решило облегчить чумакам налоговое бремя, освободить их от рекрутской повинности и наделить каждого чумака по 15 десятин земли.

В начале 1800-х гг. казна стала предпринимать различные попытки для увеличения ежегодной добычи эльтонской соли. Предлагалось вместо 7 млн. пудов соли добывать 12 млн. пудов. В 1804 г. для выработки конкретных предложений по увеличению соледобычи казной была создана специальная "Экспедиция об усовершенствовании Эльтонской соляной операции". В Санкт-Петербург были вызваны Головы (атаманы) Покровской и Николаевской слобод - Пономаренко и Коваленко.

Как было установлено Экспедицией, основной проблемой, мешавшей добывать ежегодно 12 млн. пудов соли, был недостаток чумаков и их нежелание заниматься, ставшего к тому времени, малоприбыльным ремеслом.

24 февраля 1804 г. министр внутренних дел докладывал царю о проблемах снабжения российских губерний солью. По окончанию доклада министра царь повелел приписанным к казне чумакам ежегодно вывозить с озера 7 млн. пудов соли и возить только соль и не заниматься землепашеством и другими ремеслами. Для увеличения численности чумаков Также казна решила выкупить у Нарышкиных два села, Красный Яр и Песчанку заселенные украинцами, на которых и возложила дополнительный вывоз, еще 1 млн. пудов соли, что по подсчетам казны позволяло увеличить вывоз соли до 8 млн. пудов. За вывоз соли сверх нормы к саратовским магазинам чумакам казна доплачивала по 2 копейки с пуда, к камышинским - 1 копейку с пуда. Однако и эти меры правительства не могли заинтересовать чумаков увеличить вывоз соли, поскольку установленная плата и доплата все же были недостаточны и не окупали затрат возчиков на содержание волов и необходимого инвентаря. Простой подсчет показывал, что вывоз соли из озера приносил камышинским чумакам убыток в суме 24 рубля 66,25 копеек, а саратовским 29 рублей 56,25 копеек. Заниматься хлебопашеством оказывалось гораздо выгоднее, чем возить соль, тем более что, как свидетельствуют архивные документы: "… вновь образованный одесский порт доставил возможность выгодно сбывать хлеб".

Чумаки все чаще, под любым предлогом стали уклонялись от вывоза соли. Попытки привлечь к транспортировке соли вольных возчиков оказывались для казны затратными поскольку, вольные возчики требовали за провоз соли гораздо более высокую плату, чем та, которая была установленная чумакам. В целом же, доля вывезенной вольными возчиками соли в общем объеме не превышала 8 процентов.

Спустя год, казна решилась на неприятный для себя шаг и значительно увеличила плату, за вывоз соли и выдало чумакам кредиты для закупки волов и инвентаря. Только после этого, предпринятые правительством меры позволили увеличить ежегодную добычу эльтонской соли до 10 млн. пудов. Эти объемы сохранялись до 1815 года. В последующие годы разработка и поставка соли уменьшились: за 1821-1830 годы на оба перевалочных пункта было доставлено всего 20 миллионов пудов. Это объясняется тем, что из числа потребителей выбыли Нижегородская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская губернии, перешедшие на более дешевую крымскую и пермскую соль.

О том, насколько важны были для казны эльтонские чумаки, говорит цифра чистой прибыли, полученной казной от соляных операций в 1834 году. Она составила 2 440 238 рублей, а солевозам за поставку соли и на расходы, связанные с заготовкой и продажей ее, было уплачено только 156 238 рублей 13 копеек, то есть всего 6 процентов от валовой выручки.

Хозяйственно-экономическая жизнь чумаков не ограничивалась только извозом соли. Традиционно, украинцы считались народом предприимчивым. Наряду с чумачеством, они занимались землепашеством. Первоначально чумаки сеяли пшеницу только для собственного потребления. Со временем, землепашество стало выгодным занятием. Доходы от продажи хлеба постепенно росли. В совокупности доходы от извоза соли и продажи хлеба позволяли накопить значительные средства для покупки дополнительных земельных участков.

Следует отметить и еще один промысел, которым занимались эльтонские чумаки, правда, имевший негативные последствия для последующих поколений. К моменту поселения чумаков в Саратовском крае, по рекам Волге и Еруслану стояли большие леса. В них росли огромные, в два-три обхвата дубы. В свободное от вывоза соли время, зимой, чумаки вырубали эти леса, а весной сплавляли древесину на продажу. Леса рубились подряд, беспланово, хищнически, и уже во второй половине ХVIII века они исчезли.

В 1850 г. солевозный тракт от Эльтона до слободы Покровской был закрыт, надобность в чумаках отпала. Через некоторое время был закрыт и соляной тракт до г. Камышина. С прокладкой железной дороги к озеру Баскунчак в 1880 г. разработки эльтонской соли прекратились, так как она уже не могла конкурировать с более дешевой баскунчакской солью. Однако память об эльтонских чумаках и их промысле жива до сих пор.

Игорь ШУЛЬГА

http://srrc.seun.ru/ukrvolga/science/Elton.html

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка