Друк
Розділ: Українці в Росії

(Вышла в свет уникальная трилогия об истории и дне нынешнем украинской диаспоры на Средней Волге)
В апреле 1996-го в издательстве "Самарский университет" в серии "История Самарского края в документах, материалах и воспоминаниях" была выпущена небольшая по объему, аккуратно оформленная книга главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки Александра Никифоровича Завального, члена Союза литераторов России. Ее 45-летний автор хорошо известен в Самаре и области как человек высочайшей внутренней культуры, подлинный интеллигент и интеллектуал, историк-краевед удивительно широкой эрудиции, один из лучших знатоков истории, традиций и геральдики губернии. Во многом благодаря ему и членам созданного им городского клуба любителей истории Отечества "Клио" был организован общественный комитет "Самара" и возникло движение за возвращение нашему городу своего исторического имени. Александр Никифорович был одним из инициаторов создания и активистом Самарского областного русского культурного центра "Самарский собор". Вместе со своими соратниками он также организовывал воссоздание в Самаре и губернии земского движения, сопредседателем областного отделения которого является уже свыше пяти лет. В общественно-политической жизни Самары Александр Завальный известен как один из организаторов областных отделений Демократической платформы и Республиканской партии, представлявший в качестве делегата от Самары наши первые вновь созданные демократические общественно-политические организации на ряде московских съездов Демократической платформы, Республиканской партии и партии "Демократическая Россия", а также Конгрессах интеллигенции России. Из под его пера и в соавторстве с коллегами за последние годы выпущено около трех десятков книг и сборников различных жанров "Раскрытая книга", "Самарские рассказы", "150 исторических анекдотов Александра Завального" и много другого
Но та книга издания весны 1996 года для него, родившегося в российском городе Горьком сына военного журналиста, ставшего волжанином не только по месту рождения, но и воспитанию, была особой. Он при ее написании как бы возвращался к корням своего украинского рода, к тому, что связывало его не только с родителями, но и с дедами и прадедами. Книжечка с красивой золотистого цвета обложкой, на которой был изображен синий народный украинский орнамент, получила название "Украинские этюды. Страницы истории самаро-украинских отношений", а посвятил ее он светлой памяти Никифора Константиновича Завального, украинца из села Махновка Винницкой области (1918 1979), своего отца фотография его в погонах капитана победившей фашизм Красной Армии и украсила форзац книги, выход которой стал возможен благодаря первым росткам возрождения украинской жизни в губернии после прошедших за последнее время демократических перемен в российском обществе. Это издание не имело до этого аналогов в современной самарской истории: были работы о самарских немцах, татарах, мордве, поляках, евреях, но украинская община в губернии и ее судьба всегда в советские времена и даже более поздние "перестроечные" годы обходилась молчанием. "Украинские этюды" Александра Завального обобщили большой собранный им фактический материал по истории самарских украинцев, о контактах между регионами Украины и Самарской областью. Автор рассказал в ней об известных украинских ученых, писателях, артистах, общественно-политических деятелях, связанных с волжским краем.
Раскрывая и перелистывая в ней страницы самаро-украинских отношений, автор обратил внимание на абсолютно неожиданные моменты в истории и предыстории Самары и Самарской области. Например, первым украинцем, который появился в самарском Заволжье, по мнению автора стал нынешний небесный покровитель Самары митрополит Московский и Всея Руси чудотворец святитель Алексий сын черниговского боярина, до пострижения в монахи бывший в миру Алексеем Федоровичем Бяконтом. Воспитатель великого защитника русской земли Дмитрия Донского и соратник преподобного Сергия Радонежского, фактический руководитель Московского государства при несовершеннолетнем княжиче Дмитрии. Именно он, согласно легенде, в июне 1358 года, оказавшись после бури на волжском берегу в месте впадения в нее Самары, торжественно предрек, что со временем "будет воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет".
Но больше внимания автор уделил рассказу об украинских самарцах жителях основанной через 218 лет после этого крепости Самары и присамарских сел и городков. О казаках и чумаках с Украины, которые свыше двух с половиной веков тому в период царствования императрицы Анны Иоанновны стали колонистами этого богатого края на границе с Великой Степью. Переселенцы с Украины дали родные им украинские топонимические названия хуторам, слободам, станицам и селам, которые сохранились до дня сегодняшнего Кинель-Черкассы, Киевка, Большая Черниговка, Новая Полтавка, Харьковка, Новая Волынь, Украинка…О людях, которые добавили украинский колер в красочное многонациональное разноцветье Самарской губернии и внесли свой вклад в ее историю. Например, об основавшем в 1909 году целый заволжский город мастеров по выпуску взрывчатых веществ и боеприпасов черниговском дворянине генерал-майоре артиллерии Владимире Порфирьевиче Иващенко, чье имя городок и носил впоследствии, пока не был переименован большевиками в честь красного вождя в Троцк, а затем получил имя героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева, который никакого отношения к станции Иващенково и вовсе не имел…
Первую книгу украинианы Александра Завального украсили тщательно выписанные им портретные очерки-миниатюры о самарских украинцах наших современниках. О попечителе искусств начальнике областного управления культуры Светлане Петровне Хумарьян (Биложенко), главе пригородного Волжского района и заместителе председателя Губернской Думы Василии Ивановиче Явоне, об известном самарском зодчем - многолетнем главном архитекторе Самары запорожце Алексее Григорьевиче Моргуне, о воспитателе целой плеяды из 11 Героев Советского Союза - вертолетчиков генерале-фронтовике Федоре Герасимовиче Киселе, в прошлом школьном учителе с Днепропетровщины, сегодня старшем научном сотруднике Самарского военно-исторического музея и постоянном ведущем украинских программ на многонациональном "Радио-7 из Самары", о лауреате международных конкурсов, ведущем солисте Самарского академического театра оперы и балета народном артисте России киевлянине Анатолии Яковлевиче Пономаренко
Через год в том же издательстве "Самарский университет" вышла новая научно-публицистическая работа Александра Никифоровича книга "Самарские украинцы и русская революция". Это страстный рассказ об украинцах, живших в Самарской губернии или оказавшихся на ее территории в эпоху Февральской и Октябрьской революций 1917 года и горячей круговерти братоубийственной Гражданской войны в Советской России, об их участии в национальном и политическом движении того времени в Поволжье. Повесть свою об этом безжалостном времени Александр Завальный писал не как беспристрастный исследователь, а как вдохновенный публицист, с удивлением и восхищением рассказывая нам о колоритных фигурах ярких, неординарных людей этого периода русской истории, отдаленных от нас 80 прошедшими годами. Причем, автор свое повествование вел на фоне событий, происходивших как в России, так и в существовавшей тогда до начала 20-х независимой Украинской Народной Республики. Впервые в научный оборот автором введены исторические факты о создании 29 марта 1917 года самарскими украинцами на конференции в зале Самарского общественного собрания своей Украинской Рады, организации здесь еще через месяц Украинского войскового товарищества имени гетмана Дорошенко, о проведении 8 октября первого самарского Съезда представителей украинских организаций губернии, наметившего широкую программу культурного развития украинского населения. Автор рассказывает здесь и далекую от мифов советского времени историю "украинского Чапаева" Николая Александровича Щорса, который по содержащимся в различных изданиях сведениям в 1918 году принимал участие в создании партизанских отрядов на территории Самарской и Симбирской губернии и в сентябре 1919 года был похоронен после своей гибели в Самаре. Не забывает рассказать и о двуличной национальной политике самарских органов большевистской диктатуры, которые распустили Самарскую украинскую Раду, временно заменив ее секциями украинских коммунистов при губкоме РКП(б) и украинским подотделом губернского отдела народного комиссариата по делам национальностей, потом уничтожив и последние... Но украинская интеллигенция отказывалась сотрудничать с коммунистами, а крестьянство в почти 300 украинских селах, слободах и хуторах губернии участвовало в мощных антибольшевистских восстаниях, сотрясавших Среднее Поволжье…
И наконец этой весной свет в Самаре увидела последняя часть трилогии о дне прошлом и сегодняшнем украинцев самарского Заволжья книга "Украина в сердце моем". Рассказы о Самарском областном национально-культурном центре "Промiнь". Правда, ее автор написал еще в 1998 году - к 5-летию Центра, но в печать она сумела попасть лишь два года спустя. В ней рассказы о деятельности "Проминя" и "проминьчан" чередуются с их биографиями и воспоминаниями - и в результате повествование получилось интересным и волнующим, эмоционально богатым и насыщенным. Герои Александра Завального люди разного возраста и социального положения, различных профессий и политических симпатий. Среди них немало тех, кому на долю выпали ужасы страшного голодомора, организованного Сталиным в Украине (1932-33 гг) и военное лихо, кто многими десятилетиями жил в России и не слышал слова риднойи мовы. Но они едины в одном: считают себя украинцами, с любовью поют песни своего народа, верны его традициям и обычаям, волнуясь берут в руки украинские книги и газеты и чутко откликаются на все, что происходит по ту сторону российско-украинской государственной границы… Любопытно, что областной украинский национально-культурный центр родился в Самаре в том же здании, что Самарская украинская Рада. Только в марте 1917 года там находилось Самарское общественное собрание, а к моменту учредительного собрания Центра, спустя ровно три четверти века - в декабре 1992 года Военно-исторический музей Приволжского военного округа…
Издания, подобного тому, которое этой весной завершен о в Самаре, нет и не было ни в одном из регионов Российской Федерации, да, впрочем, - и в любой из республик бывшего Советского Союза. Оно уникально с полной уверенностью в собственных словах утверждают работники Украинского культурного центра в Москве. В издательстве "Самарский университет" практически выпущена в свет своеобразная небольшая трехтомная энциклопедия украинской жизни одного из ведущих российских регионов, в котором представители украинской диаспоры добились немалых достижений в политической, экономической, научной, культурной областях жизни. Достаточно сказать, что сегодня, например, самарские украинцы, которые официально составляют около 2,5 % населения губернии, возглавляют все три ветви государственной власти области - исполнительную, законодательную и судебную. Так, обязанности самарского губернатора исполняет сын советского офицера, уроженца села Логойдивка Хмельницкой области 61-летний Юрий Михайлович Логойдо, второй срок подряд председателем Самарской губернской Думы является наследник потомственного украинского крестьянина 60-летний Леон Иосифович Ковальский, родившийся в селе Монастырок Житомирской области, а председателем Федерального суда по Самарской области с 1990 года служит потомок украинских переселенцев на свободные земли Заволжья Анатолий Матвеевич Бабенко. Есть самарские украинцы и среди депутатов нашей губернии в Государственной Думе. Так, председателем Комитета по местному самоуправлению нижней палаты российского парламента является старший сын выходца из Донецкой области создателя ракетно-космической техники депутат по 154-му Сызранскому избирательному округу Владимир Семенович Мокрый в течение многих лет бывший вице-губернатором области и правой рукой ее руководителя Константина Алексеевича Титова.
Российские украинцы стоят сегодня во главе успешно работающих предприятий Самары и области. Так, киевлянин Игорь Александрович Швидак является генеральным директором одной из крупнейших в России подшипниковых компанийОАО "Самарский подшипниковый завод", а бывший луганский шахтер Николай Алексеевич Поролло успешно трудится во главе оборонного завода ОАО "Салют". Будучи руководителями промышленных и научных коллективов многие из самарских украинцев добились выдающихся трудовых успехов, за что были отмечены высшими государственными отличиями и наградами. Например, уроженец украинского города Черкассы профессор Максим Борисович Оводенко, будучи генеральным директором Самарского металлургического завода, стал Героем Социалистического Труда, лауреатом многих государственных премий и кавалером высоких орденов. Так же как и ближайший соратник руководителя всемирно знаменитой ракетно-космической "фирмы Козлова" - заместитель Генерального конструктора начальника Центрального специализированного конструкторского бюро Герой Социалистического Труда днепропетровец Владимир Михайлович Сайгак, первый в губернии лауреат Государственной премии Российской Федерации, не так давно навсегда ушедший от нас. И первым Героем Российской Федерации среди самарцев стал российский украинец - 40-летний уроженец луганского села, а теперь житель поселка Рощинский Волжского района, бывший техник роты 81-го гвардейского мотострелкового полка старший прапорщик запаса Григорий Сергеевич Кириченко.
Есть среди самарских украинцев выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, медики и архитекторы, литераторы и журналисты, есть миряне и священнослужители. Люди пожилые и молодые. Такие, например, как лучший баянист России, Европы и мира 90-х годов 27-летний доцент Самарского педагогического университета Сергей Иванович Войтенко или признанная по итогам Веймарского всемирного конкурса эссеистов интеллектуальной принцессой Европы и мира прошлого года, а затем и лучшим начинающим юристом-международником России 20-летняя студентка МГИМО Иветта Владимировна Герасимчук.
Вместе с тем, как отмечает автор самарской "украинианы", самарские украинцы сегодня по сравнению с представителями других национальностей имеют наименьшие возможности национально-культурной жизни даже по сравнению с досталинским периодом в истории губернии. Так, 80 лет тому назад на территории Самарской губернии еще работали 22 украинских школы первой ступени, 3 детских дома, 32 украинских народных дома и избы-читальни, один украинский клуб, 7 украинских библиотек и 10 пунктов ликвидации безграмотности. В последующие годы уже упоминаются лишь 12-15 украинских школ, которым к тому же был отмерен недолгий век. В 1932 году в Самаре - краевом центре Средневолжского края даже издавалась краевая газета на украинском языке "Шлях до комунiзму" ("Путь к коммунизму"), но успело выйти только 56 номеров. В 1932-1933 году сталинское руководство нанесло жестокий удар по украинским школам и печати в России и Самарской области в частности. Волна политических репрессий, прокатившаяся по стране, окончательно сняла с повестки дня вопросы национального развития и просвещения. В последующем ассимиляционные процессы и государственная политика денационализации неумолимо накладывали свой отпечаток на жизнь украинского населения России, в том числе и Самарской губернии, где за годы советской власти украинское население официально сократилось с 320 тыс. до 81,7 тыс. человек. Самарские средства массовой информации, анализируя областные итоги последней Всесоюзной переписи населения 1989 года с удивлением отмечали крайне низкий по сравнению с представителями других национальностей процент украинцев, знающих свой родной язык. Так, "Самарские известия" 26 апреля 1991 года писали, что в области "наименьший удельный вес назвавших родным язык своей национальности среди украинцев: 39,4 процента. Этот язык находится в наихудших условиях, его нет даже в школах как предмета преподавания".
Поэтому Александр Завальный с такой надеждой и восхищением перед подвижничеством людей пишет о нынешних активистах появившегося в конце 1992 года Самарского областного национально-культурного центра "Проминь" и его руководителе 75-летнем "подземном штурмане" - горном маркшейдере Михаиле Ивановиче Карпенко, родившемся на Черкащине - земле Богдана Хмельницкого и Тараса Шевченко. Этот Центр стал первым за многие десятилетия лучиком (кстати, "проминь" по-русски "луч"), осветившим накопившиеся проблемы и способствовавшим началу возрождения украинской национально-культурной жизни на самарской земле. Администрация Самарской области, прежде всего в лице руководителей Главного управления образования полтавчанина по рождению профессора Ефима Яковлевича Когана и управления культуры губернии сибирской украинки Светланы Петровны Хумарьян, с момента возникновения областного украинского национально-культурного центра оказывала и оказывает всяческое содействие его просветительской деятельности, видя в ней залог дружеских, добрососедских отношений между двумя родственными славянскими народами.
Завершающая часть самарской украинианы Александра Завального это яркие рассказы-новеллы о делах самарского областного украинского культурного цеха и его замечательных людях, пересыпанные волнующими, полными щемящей ностальгии воспоминаниями самих героев повествования… Это рассказы о том, как в 1993 году в Самарском радиоэфире появились передачи на украинском языке: вначале была организована украинская редакция на многонациональной радиостанции "Радио-7 из Самары" с выходом на короткие и ультракороткие волны, а потом ежемесячно начала выходить получасовая "Вэсэлка" ("Радуга") в средневолновом диапазоне и по городской трансляционной сети. Как в Славянской средней школе № 124 создали украинское воскресное отделение для взрослых, как организовали свой хоровой коллектив из любителей чудесной украинской песни и о создании своего украинского отделения при городской библиотеке № 7 и первых культурных мероприятиях Центра, об установлении побратимских отношений Самары и города с берегов Самары украинской Днепропетровска и о том, как пытались возродить традиционные связи с Полтавщиной, о проведении Первого областного праздника украинской культуры в старинном украинском селе Николаевке в мае 1994 года и Первом областном месячнике украинской культуры в марте- апреле1996 года, о первых поездках самарских делегатов в Москву, Киев, к соседям-украинцам в Уфу, Казань, Оренбург и о чудесной поездке хора "Проминя" в столицу Украины на всемирный фестиваль украинских народных коллективов в 2000 году…О создании в Тольятти украинского землячества "Днипро" и традициях ежегодных Шевченковских праздников в Автограде…
Каждый из этих маленьких шагов "проминьчан" был непростым и трудным, потому что все они были первыми и непростыми, как шаги у маленького ребенка. Но год за годом добавлялось опыта и оставалось за спиной сделанное. "Проминь" посетил с концертными программами все села области, где в свое время имелись коллективные хозяйства имени Тараса Шевченко, организовал в одном из них селе Богдановке - прекрасный праздник в честь 400-летия со дня рождения великого Богдана гетмана победившей Украйны Богдана-Зиновия Хмельницкого, а в райцентре Кинель-Черкассы самом большом селе России и самом старом поселении на самарской земле украинских казаков-"черкасов" помог в организации великолепного празднования 250-летнего юбилея этих старинных "Черкасс" на реке Кинеле… И встречи, встречи, встречи… С четырьмя самарскими писателями из отметившей свое 100-летие украинской деревни Преображенка и с художником-графиком из Жигулевска Виктором Васильевичем Миргородским, автором удивительной серии работ "Тарас Шевченко в России", с поэтом-фронтовиком Павлом Ивановичем Руденко из Подбельска и автором поэмы "Казак Мамай" Григорием Михайловичем Яковенко из Тольятти, с народными артистами СССР однокашником председателя "Проминя" по Донецкому политехническому институту Анатолием Борисовичем Соловьяненко и Евгенией Семеновной Мирошниченко, чей отец-танкист был тяжело ранен под Сталинградом, а похоронен в самарском селе Кротовка, где во время войны стоял эвакогоспиталь…

Х Х Х

А завершить эти заметки об уникальной самарской трилогии украиниане Александра Никифоровича Завального хочу тем же, чем ее завершил автор. 27 февраля 1998 года в Москве торжественно открывали Украинский культурный центр в России. Вместе с мэром российской столицы Юрием Михайловичем Лужковым на это торжество прибыл сам президент Украины Леонид Данилович Кучма. Кстати, впервые встретившийся с представителями Самары и самарского украинского Центра осенью 1993 года в родном Днепропетровске побратиме с волжской "сестры", на 50-летии освобождения города и области от немецко-фашистских захватчиков. Присутствовал на этой встрече с главой украинского государства и председатель самарского украинского общества Михаил Иванович Карпенко.
- Леонид Данилович, я рад приветствовать Вас от имени самарского украинского центра "Проминь", - обратился он к Президенту Украины.
- Да, я знаю "Проминь", - ответил Кучма. И звякнули бокалы…

Андрей БОНДАРЕНКО,
Председатель Самарского отделения Общества дружбы
и сотрудничества с Украиной


Источники:
1. Завальный А. Н. "Украинские этюды". Страницы истории самаро-украинских отношений": Самара, Издательство "Самарский университет", 1996. - 124 с. - 40 ил.
2. Завальный А. Н. "Самарские украинцы и русская революция". Самара: Издательство "Самарский университет", 1997. 80 с.
3. Завальный А. Н. "Украина в сердце моем: Рассказы о Самарском украинском национально-культурном центре "Проминь". Самара: Издательство "Самарский университет", 2000. 156 с. 32 ил.

Редагував Василь Коломацький (Канада) для сайту «Кобза».