(Вышла в свет уникальная трилогия об истории и дне нынешнем украинской диаспоры на Средней Волге)
В апреле 1996-го в издательстве "Самарский университет" в серии "История Самарского края в документах, материалах и воспоминаниях" была выпущена небольшая по объему, аккуратно оформленная книга главного библиографа Самарской областной универсальной научной библиотеки Александра Никифоровича Завального, члена Союза литераторов России. Ее 45-летний автор хорошо известен в Самаре и области как человек высочайшей внутренней культуры, подлинный интеллигент и интеллектуал, историк-краевед удивительно широкой эрудиции, один из лучших знатоков истории, традиций и геральдики губернии. Во многом благодаря ему и членам созданного им городского клуба любителей истории Отечества "Клио" был организован общественный комитет "Самара" и возникло движение за возвращение нашему городу своего исторического имени. Александр Никифорович был одним из инициаторов создания и активистом Самарского областного русского культурного центра "Самарский собор". Вместе со своими соратниками он также организовывал воссоздание в Самаре и губернии земского движения, сопредседателем областного отделения которого является уже свыше пяти лет. В общественно-политической жизни Самары Александр Завальный известен как один из организаторов областных отделений Демократической платформы и Республиканской партии, представлявший в качестве делегата от Самары наши первые вновь созданные демократические общественно-политические организации на ряде московских съездов Демократической платформы, Республиканской партии и партии "Демократическая Россия", а также Конгрессах интеллигенции России. Из под его пера и в соавторстве с коллегами за последние годы выпущено около трех десятков книг и сборников различных жанров "Раскрытая книга", "Самарские рассказы", "150 исторических анекдотов Александра Завального" и много другого
Но та книга издания весны 1996 года для него, родившегося в российском городе Горьком сына военного журналиста, ставшего волжанином не только по месту рождения, но и воспитанию, была особой. Он при ее написании как бы возвращался к корням своего украинского рода, к тому, что связывало его не только с родителями, но и с дедами и прадедами. Книжечка с красивой золотистого цвета обложкой, на которой был изображен синий народный украинский орнамент, получила название "Украинские этюды. Страницы истории самаро-украинских отношений", а посвятил ее он светлой памяти Никифора Константиновича Завального, украинца из села Махновка Винницкой области (1918 1979), своего отца фотография его в погонах капитана победившей фашизм Красной Армии и украсила форзац книги, выход которой стал возможен благодаря первым росткам возрождения украинской жизни в губернии после прошедших за последнее время демократических перемен в российском обществе. Это издание не имело до этого аналогов в современной самарской истории: были работы о самарских немцах, татарах, мордве, поляках, евреях, но украинская община в губернии и ее судьба всегда в советские времена и даже более поздние "перестроечные" годы обходилась молчанием. "Украинские этюды" Александра Завального обобщили большой собранный им фактический материал по истории самарских украинцев, о контактах между регионами Украины и Самарской областью. Автор рассказал в ней об известных украинских ученых, писателях, артистах, общественно-политических деятелях, связанных с волжским краем.
Раскрывая и перелистывая в ней страницы самаро-украинских отношений, автор обратил внимание на абсолютно неожиданные моменты в истории и предыстории Самары и Самарской области. Например, первым украинцем, который появился в самарском Заволжье, по мнению автора стал нынешний небесный покровитель Самары митрополит Московский и Всея Руси чудотворец святитель Алексий сын черниговского боярина, до пострижения в монахи бывший в миру Алексеем Федоровичем Бяконтом. Воспитатель великого защитника русской земли Дмитрия Донского и соратник преподобного Сергия Радонежского, фактический руководитель Московского государства при несовершеннолетнем княжиче Дмитрии. Именно он, согласно легенде, в июне 1358 года, оказавшись после бури на волжском берегу в месте впадения в нее Самары, торжественно предрек, что со временем "будет воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет".
Но больше внимания автор уделил рассказу об украинских самарцах жителях основанной через 218 лет после этого крепости Самары и присамарских сел и городков. О казаках и чумаках с Украины, которые свыше двух с половиной веков тому в период царствования императрицы Анны Иоанновны стали колонистами этого богатого края на границе с Великой Степью. Переселенцы с Украины дали родные им украинские топонимические названия хуторам, слободам, станицам и селам, которые сохранились до дня сегодняшнего Кинель-Черкассы, Киевка, Большая Черниговка, Новая Полтавка, Харьковка, Новая Волынь, Украинка…О людях, которые добавили украинский колер в красочное многонациональное разноцветье Самарской губернии и внесли свой вклад в ее историю. Например, об основавшем в 1909 году целый заволжский город мастеров по выпуску взрывчатых веществ и боеприпасов черниговском дворянине генерал-майоре артиллерии Владимире Порфирьевиче Иващенко, чье имя городок и носил впоследствии, пока не был переименован большевиками в честь красного вождя в Троцк, а затем получил имя героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева, который никакого отношения к станции Иващенково и вовсе не имел…
Первую книгу украинианы Александра Завального украсили тщательно выписанные им портретные очерки-миниатюры о самарских украинцах наших современниках. О попечителе искусств начальнике областного управления культуры Светлане Петровне Хумарьян (Биложенко), главе пригородного Волжского района и заместителе председателя Губернской Думы Василии Ивановиче Явоне, об известном самарском зодчем - многолетнем главном архитекторе Самары запорожце Алексее Григорьевиче Моргуне, о воспитателе целой плеяды из 11 Героев Советского Союза - вертолетчиков генерале-фронтовике Федоре Герасимовиче Киселе, в прошлом школьном учителе с Днепропетровщины, сегодня старшем научном сотруднике Самарского военно-исторического музея и постоянном ведущем украинских программ на многонациональном "Радио-7 из Самары", о лауреате международных конкурсов, ведущем солисте Самарского академического театра оперы и балета народном артисте России киевлянине Анатолии Яковлевиче Пономаренко
Через год в том же издательстве "Самарский университет" вышла новая научно-публицистическая работа Александра Никифоровича книга "Самарские украинцы и русская революция". Это страстный рассказ об украинцах, живших в Самарской губернии или оказавшихся на ее территории в эпоху Февральской и Октябрьской революций 1917 года и горячей круговерти братоубийственной Гражданской войны в Советской России, об их участии в национальном и политическом движении того времени в Поволжье. Повесть свою об этом безжалостном времени Александр Завальный писал не как беспристрастный исследователь, а как вдохновенный публицист, с удивлением и восхищением рассказывая нам о колоритных фигурах ярких, неординарных людей этого периода русской истории, отдаленных от нас 80 прошедшими годами. Причем, автор свое повествование вел на фоне событий, происходивших как в России, так и в существовавшей тогда до начала 20-х независимой Украинской Народной Республики. Впервые в научный оборот автором введены исторические факты о создании 29 марта 1917 года самарскими украинцами на конференции в зале Самарского общественного собрания своей Украинской Рады, организации здесь еще через месяц Украинского войскового товарищества имени гетмана Дорошенко, о проведении 8 октября первого самарского Съезда представителей украинских организаций губернии, наметившего широкую программу культурного развития украинского населения. Автор рассказывает здесь и далекую от мифов советского времени историю "украинского Чапаева" Николая Александровича Щорса, который по содержащимся в различных изданиях сведениям в 1918 году принимал участие в создании партизанских отрядов на территории Самарской и Симбирской губернии и в сентябре 1919 года был похоронен после своей гибели в Самаре. Не забывает рассказать и о двуличной национальной политике самарских органов большевистской диктатуры, которые распустили Самарскую украинскую Раду, временно заменив ее секциями украинских коммунистов при губкоме РКП(б) и украинским подотделом губернского отдела народного комиссариата по делам национальностей, потом уничтожив и последние... Но украинская интеллигенция отказывалась сотрудничать с коммунистами, а крестьянство в почти 300 украинских селах, слободах и хуторах губернии участвовало в мощных антибольшевистских восстаниях, сотрясавших Среднее Поволжье…
И наконец этой весной свет в Самаре увидела последняя часть трилогии о дне прошлом и сегодняшнем украинцев самарского Заволжья книга "Украина в сердце моем". Рассказы о Самарском областном национально-культурном центре "Промiнь". Правда, ее автор написал еще в 1998 году - к 5-летию Центра, но в печать она сумела попасть лишь два года спустя. В ней рассказы о деятельности "Проминя" и "проминьчан" чередуются с их биографиями и воспоминаниями - и в результате повествование получилось интересным и волнующим, эмоционально богатым и насыщенным. Герои Александра Завального люди разного возраста и социального положения, различных профессий и политических симпатий. Среди них немало тех, кому на долю выпали ужасы страшного голодомора, организованного Сталиным в Украине (1932-33 гг) и военное лихо, кто многими десятилетиями жил в России и не слышал слова риднойи мовы. Но они едины в одном: считают себя украинцами, с любовью поют песни своего народа, верны его традициям и обычаям, волнуясь берут в руки украинские книги и газеты и чутко откликаются на все, что происходит по ту сторону российско-украинской государственной границы… Любопытно, что областной украинский национально-культурный центр родился в Самаре в том же здании, что Самарская украинская Рада. Только в марте 1917 года там находилось Самарское общественное собрание, а к моменту учредительного собрания Центра, спустя ровно три четверти века - в декабре 1992 года Военно-исторический музей Приволжского военного округа…
Издания, подобного тому, которое этой весной завершен о в Самаре, нет и не было ни в одном из регионов Российской Федерации, да, впрочем, - и в любой из республик бывшего Советского Союза. Оно уникально с полной уверенностью в собственных словах утверждают работники Украинского культурного центра в Москве. В издательстве "Самарский университет" практически выпущена в свет своеобразная небольшая трехтомная энциклопедия украинской жизни одного из ведущих российских регионов, в котором представители украинской диаспоры добились немалых достижений в политической, экономической, научной, культурной областях жизни. Достаточно сказать, что сегодня, например, самарские украинцы, которые официально составляют около 2,5 % населения губернии, возглавляют все три ветви государственной власти области - исполнительную, законодательную и судебную. Так, обязанности самарского губернатора исполняет сын советского офицера, уроженца села Логойдивка Хмельницкой области 61-летний Юрий Михайлович Логойдо, второй срок подряд председателем Самарской губернской Думы является наследник потомственного украинского крестьянина 60-летний Леон Иосифович Ковальский, родившийся в селе Монастырок Житомирской области, а председателем Федерального суда по Самарской области с 1990 года служит потомок украинских переселенцев на свободные земли Заволжья Анатолий Матвеевич Бабенко. Есть самарские украинцы и среди депутатов нашей губернии в Государственной Думе. Так, председателем Комитета по местному самоуправлению нижней палаты российского парламента является старший сын выходца из Донецкой области создателя ракетно-космической техники депутат по 154-му Сызранскому избирательному округу Владимир Семенович Мокрый в течение многих лет бывший вице-губернатором области и правой рукой ее руководителя Константина Алексеевича Титова.
Российские украинцы стоят сегодня во главе успешно работающих предприятий Самары и области. Так, киевлянин Игорь Александрович Швидак является генеральным директором одной из крупнейших в России подшипниковых компанийОАО "Самарский подшипниковый завод", а бывший луганский шахтер Николай Алексеевич Поролло успешно трудится во главе оборонного завода ОАО "Салют". Будучи руководителями промышленных и научных коллективов многие из самарских украинцев добились выдающихся трудовых успехов, за что были отмечены высшими государственными отличиями и наградами. Например, уроженец украинского города Черкассы профессор Максим Борисович Оводенко, будучи генеральным директором Самарского металлургического завода, стал Героем Социалистического Труда, лауреатом многих государственных премий и кавалером высоких орденов. Так же как и ближайший соратник руководителя всемирно знаменитой ракетно-космической "фирмы Козлова" - заместитель Генерального конструктора начальника Центрального специализированного конструкторского бюро Герой Социалистического Труда днепропетровец Владимир Михайлович Сайгак, первый в губернии лауреат Государственной премии Российской Федерации, не так давно навсегда ушедший от нас. И первым Героем Российской Федерации среди самарцев стал российский украинец - 40-летний уроженец луганского села, а теперь житель поселка Рощинский Волжского района, бывший техник роты 81-го гвардейского мотострелкового полка старший прапорщик запаса Григорий Сергеевич Кириченко.
Есть среди самарских украинцев выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, медики и архитекторы, литераторы и журналисты, есть миряне и священнослужители. Люди пожилые и молодые. Такие, например, как лучший баянист России, Европы и мира 90-х годов 27-летний доцент Самарского педагогического университета Сергей Иванович Войтенко или признанная по итогам Веймарского всемирного конкурса эссеистов интеллектуальной принцессой Европы и мира прошлого года, а затем и лучшим начинающим юристом-международником России 20-летняя студентка МГИМО Иветта Владимировна Герасимчук.
Вместе с тем, как отмечает автор самарской "украинианы", самарские украинцы сегодня по сравнению с представителями других национальностей имеют наименьшие возможности национально-культурной жизни даже по сравнению с досталинским периодом в истории губернии. Так, 80 лет тому назад на территории Самарской губернии еще работали 22 украинских школы первой ступени, 3 детских дома, 32 украинских народных дома и избы-читальни, один украинский клуб, 7 украинских библиотек и 10 пунктов ликвидации безграмотности. В последующие годы уже упоминаются лишь 12-15 украинских школ, которым к тому же был отмерен недолгий век. В 1932 году в Самаре - краевом центре Средневолжского края даже издавалась краевая газета на украинском языке "Шлях до комунiзму" ("Путь к коммунизму"), но успело выйти только 56 номеров. В 1932-1933 году сталинское руководство нанесло жестокий удар по украинским школам и печати в России и Самарской области в частности. Волна политических репрессий, прокатившаяся по стране, окончательно сняла с повестки дня вопросы национального развития и просвещения. В последующем ассимиляционные процессы и государственная политика денационализации неумолимо накладывали свой отпечаток на жизнь украинского населения России, в том числе и Самарской губернии, где за годы советской власти украинское население официально сократилось с 320 тыс. до 81,7 тыс. человек. Самарские средства массовой информации, анализируя областные итоги последней Всесоюзной переписи населения 1989 года с удивлением отмечали крайне низкий по сравнению с представителями других национальностей процент украинцев, знающих свой родной язык. Так, "Самарские известия" 26 апреля 1991 года писали, что в области "наименьший удельный вес назвавших родным язык своей национальности среди украинцев: 39,4 процента. Этот язык находится в наихудших условиях, его нет даже в школах как предмета преподавания".
Поэтому Александр Завальный с такой надеждой и восхищением перед подвижничеством людей пишет о нынешних активистах появившегося в конце 1992 года Самарского областного национально-культурного центра "Проминь" и его руководителе 75-летнем "подземном штурмане" - горном маркшейдере Михаиле Ивановиче Карпенко, родившемся на Черкащине - земле Богдана Хмельницкого и Тараса Шевченко. Этот Центр стал первым за многие десятилетия лучиком (кстати, "проминь" по-русски "луч"), осветившим накопившиеся проблемы и способствовавшим началу возрождения украинской национально-культурной жизни на самарской земле. Администрация Самарской области, прежде всего в лице руководителей Главного управления образования полтавчанина по рождению профессора Ефима Яковлевича Когана и управления культуры губернии сибирской украинки Светланы Петровны Хумарьян, с момента возникновения областного украинского национально-культурного центра оказывала и оказывает всяческое содействие его просветительской деятельности, видя в ней залог дружеских, добрососедских отношений между двумя родственными славянскими народами.
Завершающая часть самарской украинианы Александра Завального это яркие рассказы-новеллы о делах самарского областного украинского культурного цеха и его замечательных людях, пересыпанные волнующими, полными щемящей ностальгии воспоминаниями самих героев повествования… Это рассказы о том, как в 1993 году в Самарском радиоэфире появились передачи на украинском языке: вначале была организована украинская редакция на многонациональной радиостанции "Радио-7 из Самары" с выходом на короткие и ультракороткие волны, а потом ежемесячно начала выходить получасовая "Вэсэлка" ("Радуга") в средневолновом диапазоне и по городской трансляционной сети. Как в Славянской средней школе № 124 создали украинское воскресное отделение для взрослых, как организовали свой хоровой коллектив из любителей чудесной украинской песни и о создании своего украинского отделения при городской библиотеке № 7 и первых культурных мероприятиях Центра, об установлении побратимских отношений Самары и города с берегов Самары украинской Днепропетровска и о том, как пытались возродить традиционные связи с Полтавщиной, о проведении Первого областного праздника украинской культуры в старинном украинском селе Николаевке в мае 1994 года и Первом областном месячнике украинской культуры в марте- апреле1996 года, о первых поездках самарских делегатов в Москву, Киев, к соседям-украинцам в Уфу, Казань, Оренбург и о чудесной поездке хора "Проминя" в столицу Украины на всемирный фестиваль украинских народных коллективов в 2000 году…О создании в Тольятти украинского землячества "Днипро" и традициях ежегодных Шевченковских праздников в Автограде…
Каждый из этих маленьких шагов "проминьчан" был непростым и трудным, потому что все они были первыми и непростыми, как шаги у маленького ребенка. Но год за годом добавлялось опыта и оставалось за спиной сделанное. "Проминь" посетил с концертными программами все села области, где в свое время имелись коллективные хозяйства имени Тараса Шевченко, организовал в одном из них селе Богдановке - прекрасный праздник в честь 400-летия со дня рождения великого Богдана гетмана победившей Украйны Богдана-Зиновия Хмельницкого, а в райцентре Кинель-Черкассы самом большом селе России и самом старом поселении на самарской земле украинских казаков-"черкасов" помог в организации великолепного празднования 250-летнего юбилея этих старинных "Черкасс" на реке Кинеле… И встречи, встречи, встречи… С четырьмя самарскими писателями из отметившей свое 100-летие украинской деревни Преображенка и с художником-графиком из Жигулевска Виктором Васильевичем Миргородским, автором удивительной серии работ "Тарас Шевченко в России", с поэтом-фронтовиком Павлом Ивановичем Руденко из Подбельска и автором поэмы "Казак Мамай" Григорием Михайловичем Яковенко из Тольятти, с народными артистами СССР однокашником председателя "Проминя" по Донецкому политехническому институту Анатолием Борисовичем Соловьяненко и Евгенией Семеновной Мирошниченко, чей отец-танкист был тяжело ранен под Сталинградом, а похоронен в самарском селе Кротовка, где во время войны стоял эвакогоспиталь…

Х Х Х

А завершить эти заметки об уникальной самарской трилогии украиниане Александра Никифоровича Завального хочу тем же, чем ее завершил автор. 27 февраля 1998 года в Москве торжественно открывали Украинский культурный центр в России. Вместе с мэром российской столицы Юрием Михайловичем Лужковым на это торжество прибыл сам президент Украины Леонид Данилович Кучма. Кстати, впервые встретившийся с представителями Самары и самарского украинского Центра осенью 1993 года в родном Днепропетровске побратиме с волжской "сестры", на 50-летии освобождения города и области от немецко-фашистских захватчиков. Присутствовал на этой встрече с главой украинского государства и председатель самарского украинского общества Михаил Иванович Карпенко.
- Леонид Данилович, я рад приветствовать Вас от имени самарского украинского центра "Проминь", - обратился он к Президенту Украины.
- Да, я знаю "Проминь", - ответил Кучма. И звякнули бокалы…

Андрей БОНДАРЕНКО,
Председатель Самарского отделения Общества дружбы
и сотрудничества с Украиной


Источники:
1. Завальный А. Н. "Украинские этюды". Страницы истории самаро-украинских отношений": Самара, Издательство "Самарский университет", 1996. - 124 с. - 40 ил.
2. Завальный А. Н. "Самарские украинцы и русская революция". Самара: Издательство "Самарский университет", 1997. 80 с.
3. Завальный А. Н. "Украина в сердце моем: Рассказы о Самарском украинском национально-культурном центре "Проминь". Самара: Издательство "Самарский университет", 2000. 156 с. 32 ил.

Редагував Василь Коломацький (Канада) для сайту «Кобза».

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка