Про дочку тольяттiнських інженерів, онуку самодіяльного полтавського композитора Івана Храпача - ученицю Галини Вишневської і солістку Большого театру Росії Оксану Лісничу
Пропонуємо нашим читачам бесіду в канун Міжнародного жіночого дня з нині московською українкою Оксаною Лісничою, що народилась і виросла в поволзькому місті Тольятті, навчалась в Харкові, а сімейні традиції українського вокалу отримала на рідній землі своїх батьків – Полтавщині.
- Оксана, расскажите о своей украинской «альма матер» - музыкальном училище в Харькове, где вы получили образование. У кого вы учились по классу вокала, и кто вас пригласил на празднование юбилея училища?
- В прошлом 2008-м году Харьковскому музыкальному училищу имени Бориса Михайловича Лятошинского исполнилось 125 лет. Его я окончила 13 лет назад. В ноябре на празднование этого юбилея я была приглашена своим педагогом по вокалу, теперь заведующей кафедрой сольного пения Людмилой Ивановной Демьянюк. К счастью я смогла приехать на этот праздник моего родного училища и исполнить там болеро Елены из оперы Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». Это было в малом зале Харьковского театра оперы и балета. Встреча в Харькове мне показалась такой недолгой, а празднование юбилея прошло так быстро. Как все хорошее и желанное, чего ждешь с радостью. Но сумела увидеться практически со всеми педагогами, которые меня учили. И встреча эта была очень теплой…
- Кстати, в Самаре не раз бывала и знаменитая харьковчанка и выпускница Харьковского музыкального училища 1952 года, как и вы – колоратурное сопрано. Это - народная артистка СССР и профессор Киевской консерватории Евгения Семеновна Мирошниченко. Последний раз она приезжала сюда в начале 90-х, спела в Самарском театре оперы и балета партию Виолетты в «Травиате». Вместе с младшей сестрой Зоей Семеновной Мирошниченко, которая служит в Национальном оперном театре Украины, они приехали в Самарскую область, чтобы установить мраморную плиту на могилу своего отца-фронтовика. Сержант-танкист Семен Мирошниченко был тяжело ранен в битве под Сталинградом, умер от ран в эвакогоспитале и был похоронен в самарском поселке Кротовке Кинель-Черкасского района…
- Спасибо! Я об этом не знала. С огромным уважением отношусь к творчеству Евгении Семеновны и хотела бы походить на нее…
- В Московскую консерваторию из Харьковского училища тогда еще кто-нибудь поступил?
- Нет. Из моего выпуска в 1995 году только я одна. Возможно, это было связано с гражданством: поскольку я россиянка, то мне было проще это сделать. Мои же однокашники по музыкальному училищу поступали в ближайшие вузы – в Киев, Одессу и Харьков.
- Ваш концерт в Самаре совпал с достаточно круглой датой для ваших родителей…
- Да, этот концерт у меня получается в честь сорокалетия приезда моих родителей в город Тольятти. Именно в этот день – 17 января 1969 года они по окончании Харьковского политехнического института прибыли по направлению на еще строящийся Волжский автозавод. Это удивительное совпадение! И вот эту очень «круглую» семейную годовщину я отметила на сцене Самарского окружного Дома офицеров…
- Причем, это совпало еще и с годовщиной со дня основания города Харькова – отсчет его истории ведется именно с 17 января 1654 года, дня знаменитой казачьей Рады в полковом городе Переяславе…
- Для меня, для моего брата Павла, и моих родителей, поскольку мы все жили и учились в городе Харькове, это тем более знаменательно! Мои родители оба с золотыми медалями окончили одну школу в селе на Полтавщине и вместе - Харьковский политехнический институт, были уже одной семьей. Отец Пётр Александрович Лесничий распределился на самое ему показавшееся интересным и перспективным место работы – начинавшийся тогда строиться в Тольятти Волжский автозавод. Мама моя была вначале против, но все же поехала сюда, а потом не раз благодарила отца. Потому что здесь у автозаводчан началась очень интересная жизнь, полная неподдельного энтузиазма и творчества. Когда маму принимали на работу, то уже первый вопрос к ней был: «Вот ты с Украины, а поешь?» Как оказалось, это было очень важно. В марте 1969 года был организован на ВАЗе коллектив хора, в котором пели мои родители, а в мае он уже выступал на тогда Куйбышевском областном телевидении. Вот такого уровня было культурное развитие автозаводцев нашего Тольятти в то время!
На этой Всесоюзной комсомольской стройке тогда было очень большое общественное движение. Люди, которые приехали на Волжский автозавод, не замыкались только на работе. Они развивались творчески. И во всех этих проявлениях моя мама Валентина Ивановна Лесничая преуспела. Она была редактором стенгазеты, создавала альбомы друзьям и родным, и, конечно, пела. А еще она всегда писала и пишет стихи. Они – про нас, про нашу жизнь… Всё у нее получается очень здорово и очень-очень интересно! Вот пример. Эти стихи были написаны мамой к моему дню рождения. В тот день я пела с Молодежным симфоническим оркестром Поволжья в актовом зале заводоуправления АвтоВАЗа. А мама писала обо мне:
Вот и высотка ВАЗа голубая
Лучом искристым ввысь устремлена
Стоит, июльским солнцем залитая.
Я на концерт сюда приглашена.
Звучит оркестр. Виолончель рыдает.
Сопрано совершает путь к душе…
Как будто приоткрылись двери рая,
И я стою на тайном рубеже.
За ним – её Величество Гармония
Царит, благословляя голоса.
И сердце наполняется любовью,
Восторгом освещаются глаза.
И вдруг нахлынули воспоминанья…
Рожденье ВАЗа сердцу не забыть.
До пафоса мы труд свой возвышали, -
Спасибо Песне, помогавшей жить.
Вхожу под своды актового зала.
День добрый, люди! Здравствуй, мой завод!
Здесь продолженьем нашего начала
Сегодня дочка арии поёт!
- Оксана, я знаю, что Ваша мама стала лауреатом Всесоюзного фестиваля «Народное творчество». Это случилось в те же 70-е годы?
- Скорее, в 80-е. Как солистка народной вокальной студии Дворца культуры и техники ВАЗа, она стала лауреатом Всесоюзного и Всероссийского фестивалей «Народное творчество». А в 2006 году – лауреатом IV Всероссийского конкурса-фестиваля имени Александра Кошица после исполнения выдающейся песни «Ой, летiли дикi гуси». На фестиваль съехались самодеятельные украинские художественные коллективы со всей России, в том числе народный хор украинского землячества «Дніпро» под художественным руководством Виталия Головко. Тогда же, на гала-концерте мы выступали вместе с мамой в Концертном зале имени Чайковского, исполняли песню «Тиша навкруги» из репертуара известного трио «Мареничи». Эта песня является как бы нашим талисманом, мы ее впервые спели, когда мне было всего шесть лет! И, представляете, мы уже тогда пели настоящим дуэтом, на два голоса.
Тиша навкруги. Сплять лiси й луги.
Тiльки ти i я, і ясна зоря.
Розкажи менi, любиш ти, чи нi;
А в очах сiя, я навiк твоя.
Мои родители оба очень любят и умеют петь, они привили мне любовь к пению, мама привела меня в вокальную студию к ее руководителю Вере Бабиной и фактически вывела на сцену.
- Скажите, не подтолкнул ли вас пример мамы к серьезному занятию пением и к получению профессионального музыкального образования?
- Мне с детства было приятно слушать то, что она поет и как она поет. И, естественно, мне нравились все ее украинские песни. Так любовь к пению стала нашей общей любовью. В редкие, к сожалению, наши встречи мы обязательно поем дуэты – песни, которые пришли от наших дедов-прадедов: «Де ти бродиш, моя доле?», «Котилися вози з гори…» Это то, что постоянно греет душу. Мои детские воспоминания всегда связаны с мелодиями на украинском языке. Мама это выразила в стихотворении:
…З вiкiв чудова пiсня лине,
Що крила пам`ятi дає.
То голос рiдної Вкраїни
Хвилює серденько моє…
- Обратил внимание, что вы очень правильно произносите звуки украинского языка – мягкое фрикативное «г», шипящие звуки, например, звук «ч»… Этому вас, наверное, тоже мама научила?
- Я и мой старший брат Павел ежегодно с самого раннего детства каждое лето бывали на Украине. И помню, как после третьего класса приехала в родное село своих родителей – Лютенские Будища Зеньковского района Полтавской области и смело начала «розмовлять на українській мові» со своими ровесниками… Правда, вначале они хохотали над моим произношением, но та детская непосредственная языковая практика мне пригодилась. И когда я в 18 лет перевелась из Тольятти в Харьков на вокальное отделение музыкального училища и пела там украинские песни, то вспоминала добрым словом те уроки украинского языка от полтавских ребят из села моих родителей. За это я им очень благодарна, поскольку иначе просто не смогла бы охватить в Харькове украинскую литературу, и, что еще важнее для меня, украинскую музыкальную литературу. Я же три года проучилась в музыкальном училище Тольятти и столько же в Харькове… Поехала я туда потому, что там, в Харькове, было вокальное отделение, которого не было в нашем городе. Но это для меня была родная земля, родные люди: у нас все родичи – на Полтавщине. Это очень помогло мне освоить украинскую музыкальную программу…
- Вы жили и учились вдали от родителей. Тяжело было?
- Несмотря на то, что учиться мне было не трудно, вдали от любящих родителей, конечно, было тяжело. Только поэтому меня в 15 лет не отпустили в Харьков, чтобы я буквально подросла на дирижерско-хоровом отделении Тольяттинского музыкального училища. Я до сих пор – и, наверное, так будет всегда! - нуждаюсь в родительской ласке и поддержке, в тепле родительского дома. Потому что все зависит от добрых отношений, от уюта, от эмоциональных связей, и это, повторяю, очень важно…
- Вы по выпуску из Харьковского музыкального училища сразу поступали в Московскую консерваторию. Это престижнейший музыкальный вуз России с высоким конкурсом. Кто и как помог вам стать его студенткой?
- Моя преподаватель по классу вокала, а теперь заведующая кафедрой Демьянюк Людмила Ивановна. Она подготовила меня, внушила уверенность в своих силах. Она меня настроила психологически на труд, на борьбу, на преодоление!.. И хотя конкурс был огромный, но я прошла… И это было замечательное ощущение победы!.. Уже на первом же курсе я поступила в Камерный музыкальный театр под руководством Бориса Александровича Покровского, народного артиста СССР, удивительного и очень чуткого человека и педагога. Не случайно с его именем связаны лучшие страницы истории не только нашего Большого театра, но и мирового оперного искусства. Мой педагог по классу вокала, профессор консерватории Ирина Ивановна Масленникова, которой в этом году исполнилось 90 лет, меня в первые же месяцы учебы, в 1996 году, показала Борису Александровичу. И я стала у него работать. Мне очень повезло на этих исключительно хороших людей. Знакомство, учеба и работа с ними было настоящим подарком судьбы! Во время почти десятилетней работы в Театре Покровского я окончила консерваторию, а затем и двухлетний курс совершенствования вокального мастерства, настоящую аспирантуру в Центре оперного пения у народной артистки СССР Галины Павловны Вишневской. Она дала мне спеть больше чем в 20 спектаклях на большой сцене, причем – в главных партиях.
- А как вы стали солисткой Большого театра?
- К нам, в Центр оперного пения, на спектакль «Царская невеста», в которой я пела партию Марфы, пришел музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра России Александр Александрович Ведерников. После этого меня пригласили на прослушивание в Большой.
- Оксана, а что вы любите петь?
-. Люблю петь украинские песни. С годами мне стало казаться, что они просто сами ложатся на мой голос. Не надо трудиться, а просто хочется петь, чтобы получить удовольствие. И не надо что-то делать особенное, так как всё идет и все получается само собой… И классику также люблю…
- А теперь я хочу спросить вас о ваших полтавских корнях. Расскажите о своих дедушках и бабушках.
- Мои бабушки Евдокия Стефановна и Ганна Никифоровна – простые крестьянки, большие труженицы, пережившие тяжкие житейские испытания. Чего стоят только страшные годы оккупации и тяжкие послевоенные годы! Но в минуты отдыха это были певуньи! В воспоминаниях раннего детства такой эпизод: бабушка Дуня, мама и я пели украинскую народную песню «Летiла зозуля через мою хату, сiла на калинi та й стала кувати…» Мама восхищалась: «Мои хорошие, мы же поем на три голоса!»
Особо уважительное слово хочу сказать о своем дедушке по матери – настоящем музыканте Иване Парфеньевиче Храпаче. Мамин отец, сельский учитель украинского, русского и немецкого языков был не просто музыкант-любитель, а композитор и поэт, человек большой культуры. Он вырос в семье моего прадеда Парфения Храпача, который имел достаточно много земли и десять детей. Прадед мой по частям продавал землю и на нее учил сыновей. К Октябрьской революции он подошел без единого надела земли. Но дети получили образование. Все они были педагоги и музыканты. Один из них, Яков, первым в нашем роду окончил консерваторию. Он же и научил моего дедушку игре на скрипке. Получается, я в своей жизни шла по уже проторенному пути. Как сказала одна мудрая женщина: талант зреет поколениями. Вы можете сами представить, как в музыкальной семье Храпачей играли и пели, когда они собирались вместе!
Своей образованностью, мастеровитостью и просвещенностью славилась и семья моего дедушки Александра Трофимовича Лесничего. Весь род по мужской линии был склонен к технике, к мастерству по работе с деревом. Все знают типичный украинский пейзаж: ветряная мельница на фоне цветущих подсолнухов. Так вот мельницы как раз делали мои деды-прадеды! Дедушка Сашко был главным техником в селе, да он вообще во всем здорово ориентировался, имел интерес ко всему передовому. Если из села Лютенские Будища кто-то выбирался в Москву, то предводителем был мой дед, без него просто боялись выезжать в дорогу. В семье у Лесничих очень любили технику. Вот факт: Дед Сашко нашел в лесу, у которого жил род Лесничих, брошенный немецкий мотоцикл, отремонтировал его и ездил… Отец мой тоже с детства влюблен в технику, он прекрасно водит автомобиль и, главное, буквально холит его, зная все тонкости механизма – настоящий автостроитель!
Должна сказать, что в семьях Храпачей и Лесничих пели так же, как дышали. Это было абсолютно нормальным – любить и уметь петь. Поэтому и я начала петь, наверное, как только стала ходить. А в возрасте шести лет, повторяю, состоялось мое первое выступление перед публикой. Мне дорог мой родной волжский город Тольятти. Но когда я приезжаю в родительский гоголевский край, на Полтавщину, на землю своих дедов и прадедов, то душа моя вибрирует, как струна, и хочет петь. Я с полтавчанами одной крови. Там все мое родное, все очень близкое мне на Украине. И это ощущение мое не случайно, ведь я же 100-процентная украинка!
В селе мы всегда даем семейные концерты, чем очень радуем односельчан и в то же время продолжаем дело дедушки Ивана, который всю жизнь руководил в селе и в школе хорами, инструментальными коллективами. Ведь он играл на всех струнных инструментах и давал концерты. Не всегда мне удается побывать в Будищах, но папа с мамой ежегодно посещают родное село и обязательно дают семейные концерты.
- Вам кроме Харькова приходилось выступать в других городах Украины?
- К сожалению, мало. Хотя вместе с Театром Покровского по миру поездила. Была и пела в большинстве стран Европы, в Израиле, Японии…
Но зато летом 2006-м года пела на Всемирном форуме украинцев в Киеве. Там я исполняла три произведения, в том числе жемчужину украинской вокальной музыки – песню «Соловейко» Марка Кропивницкого. Надеюсь, еще спою на Украине!
Будем надеяться вместе с вами! Всего вам доброго, Оксана! И прежде всего – новых творческих удач, новых оперных партий и песен!
Беседовал Андрей БОНДАРЕНКО.
На світлинах: Оксана Ліснича. На сцені Самарського Будинку офіцерів. Оксана з організатором концерту в Самарі самарським одеситом Борисом Коценком. Фото на добру згадку Оксана Ліснича та Андрій Бондаренко. Співуча донечка полтавки Валентини Лісничої. Полтавщина – рідна земля її батьків.
Оксана Лесничая. Песня Наталки-Полтавки и оперы Николая Лысенко «Наталка-Полтавка» MP3(3,61Мб)
Додаток:
Волжский соловей
Самарские ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду. Ее имя - Оксана Лесничая
Прежде чем прийти на концерт пока еще не знакомой мне исполнительницы, набрала ее имя в Интернете. Прочитала: Оксана Лесничая - родилась в Тольятти, окончила в 1995-м году Харьковское музыкальное училище, в 2000-м - Московскую консерваторию. Она - ученица выдающихся мастеров отечественного оперного искусства Бориса Покровского и Галины Вишневской. Обладательница роскошного колоратурного сопрано в 2007 году в качестве приглашенной солистки Большого театра дебютировала в партии Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.
…В Самаре молодая оперная дива выступала с оркестром русских народных инструментов «Русский оркестр» Тольяттинской филармонии. Очевидно, для того чтобы продемонстрировать публике возможности и красоту своего голоса, вокалистка включила в программу такие разные произведения. На концерте звучали оперные арии из русской и украинской классики, а также куплеты из оперетт Йоганна Штрауса и Франца Легара. А под занавес исполнила знаменитого «Соловья» Александра Алябьева, за которого на конкурсе «Три века русского романса» получила диплом.
Сказать, что те, кто побывал на концерте, покорены талантом Оксаны Лесничей, значит ничего не сказать. Были, как всегда в таких случаях, цветы, овации, крики «браво!», давались восторженные эпитеты – наша Анна Нетребко, волжский соловей! У гримерной гостью сторожили новоиспеченные поклонники. Но, наверное, больше всего запомнится, как одна из слушательниц, узнав, что я брала интервью у певицы, стала с пристрастием расспрашивать – какая она в жизни, что любит, замужем ли?..
Мне и самой было интересно, как сегодня становятся оперными певцами и как живется молодым одаренным артистам, предпочитающим денежному шоу-бизнесу такое непопулярное сегодня, но вечное классическое искусство. С этого вопроса и началась наша беседа с Оксаной.
Через тернии к звездам
- Оксана, почему все-таки выбрали классическое искусство?
- На самом деле оперным исполнителем невозможно в одночасье стать. Этот путь - через тернии к звездам. Приходится многое преодолевать.
- Вам тоже?
- Не знаю, как сложилась бы моя жизнь без поддержки родных. В 92 - 95 годах я училась в Харькове в музыкальном училище, в то время старший брат тоже был студентом и к тому же уже имел семью. Все мы были на плечах родителей. Хотя хочу сказать, судьба ведет человека. Если он чувствует, что то чем занимается – это его Дело, все трудности преодолеет.
- Жить вдали от родных нелегко?
- Мне было просто тяжело.
- Материально?
- И это тоже, а еще мы, артисты, очень зависим от окружающей нас среды – домашнего тепла, уюта.
- Почему же тогда местом обучения выбрали Харьков?
- В этом городе в это же время учился мой брат Павел, раньше учились мои родители. Они окончили Харьковский политехнический институт. В Тольятти приехали по распределению. Отец захотел быть автостроителем. А во-вторых, я уехала учиться в Харьков, потому что там было вокальное отделение. И эта земля для меня – родная. В Харькове, на Полтавщине живут наши родные.
- Поэтому на концерте пели украинские песни?
- Украинское музыкальное искусство мне вообще очень близко. Я чувствую его нутром.
- Сложно было поступить в Московскую консерваторию?
- Моя преподаватель в училище Людмила Ивановна Демьянюк психологически настроила на борьбу, постоянно внушая: без труда, преодоления ничего в жизни не добьешься. Вообще свое поступление в консерваторию я восприняла как сказку!
- Конкурс был большой?
- Как и всегда – огромный. Тем более сейчас, когда быть артистом, певцом стало престижно, модно.
- А это не связано с успехами и доходами нынешних звезд?
- Звезды шоу-бизнеса, может, в консерваториях и не учились.
- Я говорю об оперных знаменитостях.
- Да, есть такие.
- А как вы относитесь к тому, что в последнее время отечественные музыкальные критики говорят, что уходит в прошлое эра великих певцов. Например, практически не стало теноров, вокалисток, обладающих таким тембром голоса, как у вас, – единицы.
- Скорее эта проблема - бедности нашей культуры. Особенно плохо дела обстоят у нас с классическим пением. А возможно, в этом наш холодный климат виноват… Но могу сказать, если такие певцы появляются – они сразу становятся заметными на вокальном небосклоне. вырываются в звезды. Это правда.
От Покровского до Большого театра
- Вы работали у знаменитого Бориса Покровского, в его Камерном музыкальном театре. Это ведь тоже уникальная школа. Как в нее попали?
- Это был тоже подарок судьбы. Я пришла в Камерный театр, еще учась на первом курсе. Мой педагог, профессор консерватории Ирина Ивановна Масленникова, которой в этом году исполняется 90 лет, показала меня Покровскому, и мы стали работать. Это было в 96-м году. В театре Покровского я проработала почти 10 лет. За это время успела окончить консерваторию и проучиться у Галины Павловны Вишневской.
- Можете сравнить двух этих выдающихся мэтров нашего искусства? Они, наверное, каждый что-то свое в вас вложил?
- И спасибо за это судьбе. Благодаря тому что я училась у таких ярких, неординарных личностей, у меня сложился целый комплекс ощущений. Покровский - удивительный человек. Очень чуткий к артисту. Точно знает, на что каждый из нас способен. После него мне не хотелось идти ни в один театр. А Галина Павловна Вишневская - это совсем другое. Это – аспирантура для голоса.
- Вы сказали, от Покровского уходить не хотели, но стали солисткой Большого театра.
- Получилось так, что к нам в Центр оперного пения Галины Вишневской пришел главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, специально чтобы посмотреть мой спектакль (Галина Павловна дала мне возможность спеть в 20 спектаклях). После этого меня пригласили на прослушивание в Большой.
- Сложно существовать молодой певице в главном музыкальном театре страны?
- Главная сложность - поддерживать форму.
- А работать дают? Ведь можно числиться в труппе и при этом ничего не делать?
- В театре у меня пока два спектакля - «Волшебная флейта» и «Борис Годунов», но солисты Большого часто работают в концертах, и я много гастролирую.
Опера - значит труд
- Чтобы быть все время в форме, нужно не только постоянно тренировать свои голосовые данные, но и существовать в атмосфере любви. Вы об этом сами говорили. У вас появились близкие люди в Москве?
- Сейчас мне есть с кем поделиться и кому рассказать сокровенное. Это – мой муж. После того как вышла замуж, моя жизнь стала спокойнее, размереннее. Когда у тебя есть Дом, твоя жизнь наполняется особым смыслом.
- Муж тоже из музыкального мира?
- Да, он – кларнетист, познакомились еще у Покровского, а сейчас он работает в Новой опере. Так что мы с ним хорошо понимаем друг друга.
- И все-таки искусство искусством, но хотелось бы зарабатывать, как мировые оперные звезды? Или, к примеру, как Николай Басков, который предпочел сцене Большого театра эстраду.
- Пока не знаю, как сложится моя дальнейшая артистическая судьба, но могу сказать – мне пока нравится то, что я делаю. Легкая музыка - это слишком просто. А мне хочется того голосового напряжения, огромного труда, которые превращают вокал в искусство. Я еще не напелась.
Ева Скатина