lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Об истории кубанской «Просвіти»

Просвіта

К 100-летию этой первой украинской общественной организации на территории нынешнего Краснодарского края

История кубанской «Просвіти» до сих пор почти не привлекала внимания исследователей, за исключением небольшой статьи, опубликованной в 1994 г. в украинской газете «Козацький край» (1), хотя в архивах Кубани сберегаются десятки документов, дающих возможность создания подробного, щедро документированного исторического очерка. К тому же ее многогранная деятельность и трагическая судьба ярко отражены на страницах местной прессы первых двух десятилетий ХХ столетия (газеты «Новая заря», «Кубанские областные ведомости», «Кубанский курьер», «Кубанська зоря» и др.). Многие тайны приоткрывают и переведенные на русский язык, а потому доступные кубанским ученым воспоминания организатора и руководителя кубанских просветительских товариществ С. И. Эрастова (2).

Прежде чем кратко изложить историю собственно кубанской «Просвіти», напомним о деятельности этой всеукраинской просветительской организации до того момента, когда ее первый филиал был открыт на юге России.

Возникновение «Просвіти» связано с зарождением на Западной Украине в середине XIX столетия нового общественно-политического движения – «народовцев-украинофилов». «В основу своего мышления и программу своей деятельности «народовцы» ставили просветительскую и организаторскую работу в народных массах, употребляли в речи и письменно чистый народный язык и стремились вводить его в литературное употребление и общественную жизнь, прессу и театр, школу и науку» (3). Инициатором создания новой организации стал политический и общественный деятель, священник Степан Качала. В оргкомитет вошли профессора гимназии и учительской семинарии А. Вахнянин, Ю. Романчук, О. Партицкий, О. Борковский и др.

2 сентября 1968 года министерство просвещения Австро-Венгрии утвердило устав общества, а 8 декабря во Львове состоялся первый общий сбор Товарищества «Просвіта», заявивший о начале своей деятельности. Возглавил новую общественную организацию в первые два года ее работы известный музыкант и журналист, профессор академической гимназии Анатолий Вахнянин (1841–1908).

После создания в 1873 году Научного общества им. Т. Шевченко, «Просвіта» отказалась от декларированного ранее в числе основных научного направления в своей деятельности, целиком сосредоточившись на задачах просветительства, прежде всего, в форме издания и распространения дешевых и понятных простому народу книг, написанных на живом украинском языке. Особое место в ее деятельности занимала подготовка и тиражирование украинских учебников, а также создание сети общедоступных украинских библиотек.

Неоднократные попытки львовской «Просвіти» добиться разрешения продажи своих изданий на Левобережной Украине встречали неизменный отказ российского правительства, последовательно проводившего политику русификации малороссийских губерний. До 1905 года на российской части Украины было запрещено также создание филиалов этой авторитетной общественной организации. Они возникли лишь на волне первой русской революции. Сначала в Екатеринославе, потом в Одессе, Киеве, наконец, в Екатеринодаре.

Екатеринодарское отделение  «Просвіти» торжественно открылось осенью 1906 года. В пользу новой организации была устроена украинская ярмарка с участием театральных труп С. Глазуненко и В. Потапенко (4).  В уставе кубанских просвитян значилось: «Общество имеет своей целью распространять просвещение на широко демократических началах, пробуждать национальное самосознание и поднимать национальную культуру среди украинцев в Кубанской области» (5). Для ее достижения планировалось открывать школы, издавать брошюры, книжки, газеты и открытки, организовывать собрания с чтением рефератов и беседами, собирать украинский фольклор, основывать этнографические музеи и т. д.

Екатеринодарская «Просвіта» открыла на Соборной площади два книжных киоска. Популярностью пользовались организовываемые ею публичные лекции по истории Украины и казачества, для чтения которых приглашались как местные литераторы и педагоги, так и именитые гости из Украины, Москвы и Петербурга.

Организации «Просвіти» вскоре возникли еще в 15 городах и сельских поселениях края: в Темрюке, Майкопе, станицах Платнировской, Каневской, Северской, Пензенской, Усть-Лабинской, Уманской, Новотитаровской, Тихорецкой, Пашковской, на хуторах Романовском и Зубова Балка. Формально они были самостоятельными и независимыми от организации в Екатеринодаре.

Свою миссию кубанские «Просвіти» выполнили лишь отчасти, так как ровно через год все они были закрыты. В постановлении временного генерал-губернатора Кубанской области указывалось, что делается это «в виду их противуправительственной деятельности» (6). Издание просвитянской газеты «Кубанська Громада», редактором которой должен был стать писатель Г.В. Доброскок, также было не разрешено из-за политической неблагонадежности предполагаемого редактора.

Причиной разгрома стала подпольная деятельность кубанських «Просвіт», которые фактически являлись легальными структурами черноморского филиала Революционной украинской партии, руководил которым все тот же С. И. Эрастов. В ходе проведенных жандармерией обысков  в книжных киосках общества, разместившихся у стен Александро-Невского собора, были обнаружены запрещенные марксистские издания  – «История революционного движения в России» А. Туна и «Как происходили революции в Западной Европе» П. Раля, а в библиотечках «Просвіт», например, в станице Каневской  – сочинения Лассаля, Либкнехта, Каутского, Плеханова, Бебеля, Мартова, Маркса, сборничек «Песни революции» и даже книга «Дещо про автономію України».

Второй этап деятельности кубанских «просвіт» относится к 1917–1920 годам. В Екатеринодаре Кубанское украинское товарищество «Просвита» возобновило свою работу сразу же после февральской революции. Первый съезд учителей-украинцев, проходивший 13–14 мая 1917 года в кубанской столице призвал к постепенному переходу преподавания в кубанских школах на родной язык. Координация этой деятельности была возложена Товарищество «Шкільна освіта». В столице Кубани открываются курсы по подготовке национальных учителей, две украинские средние школы, а в станице Полтавской – украинская учительская семинария. Таким образом, задолго до установления в области советской власти началась ее стихийная украинизация. Появляются первые украинские газеты, в том числе просвитянская «Кубанська зоря» (1919 г.), один из номеров которой был посвящен Т. Шевченко и его дружбе с атаманом Я.Г. Кухаренко. Издательство «Просвіта» приступило к изданию украинских классиков и учебников. Естественно, что в числе первых в 1917 году были изданы произведения Т. Шевченко: «Єретик», «Царі», «Розрита могила» и балада крупнейшего кубанского украинского поэта В. Мовы (Лиманского) «Козачій кістяк». Чуть позднее двумя тиражами (в 1918 и 1919 гг.) вышел “Український буквар”. Однако в ноябре 1919 года в республике Кубанский край произошел проденикинский переворот. На украинскую интеллигенцию обрушились жесточайшие репрессии. В числе первых национальных организаций была разгромлена «Просвіта» и ее филиалы, которых к этому моменту насчитывалось около сорока. Однако, как свидетельствует публикуемый в приложении документ, окончательно (юридически) старая «Просвіта» была ликвидирована 16 мая 1920 года, так как «осталась почти совершенно без поддержки в широких массах украинского населения». Ее школа на Дубинке и украинская гимназия перешли к отделу народного образования, издательская деятельность полностью прекратилась. Оставшиеся в кассе 90 тысяч рублей поступили на счета сменившей ее «Робітничої Просвіти».

«Робітнича Просвіта» заявила о себе 8 февраля 1920 года, т. е. почти за месяц до эвакуации «белого» Екатеринодара. В воззвании, выпущенном еще «при Деникине», как отмечено на сохранившемся архивном экземпляре, говорилось:

«Товарищи Рабочие!

Наша сила в организации. Только тогда, когда мы организованы, можно надеяться на лучшую жизнь.

Для защиты своих экономических интересов мы организовываемся в профессиональные союзы и через них боремся за свои права. НО чтобы хорошо бороться, необходимо знать, как бороться, необходимо быть сознательными членами рабочей семьи.

Наши украинские рабочие до сих пор были более темными, хуже организованными и шли в борьбе за свою долю позади рабочих русских и других национальностей. Причиною этого было то, что весь наш народ, вся Украина были в неволе. Более 260 лет, с самого того дня, когда Украина при Богдане Хмельницком в 1654 году заключила союз с Россией, русское царское правительство старалось стереть с лица земли весь наш народ украинский, отбирало у нас нашу родную школу, а давало чужую российскую, не позволяло выпускать наших книжек, газет, насаждало оно в Украине помещиков и отбирало у наших дедов землю. Уничтожало оно у нас наши вольные порядки и насаждало своих чиновников. Хотело русское царское правительство сделать так, чтобы мы забыли о своей стародавней воле, забыли о том, кто мы, какого народа, чтоб не знали, чего нам нужно добиться.

Но нельзя было этого сделать. Целый народ не убьешь, и наш народ на Украине теперь проснулся от векового сна и борется за свою волю, волю Украины. 

Мы, рабочие, должны идти впереди своего народа. Мы первыми должны подумать о своей организации. Свои экономически интересы мы защищаем сообща со всеми рабочими через единые профессиональные союзы. Но нам нельзя забывать о своем культурном развитии, нельзя забывать про весь наш народ. Ибо пока он не добудет воли себе, не будут вольными и наши рабочие.

“Робітнича Просвіта” ставит своей целью организацию украинских рабочих для развития его классового самосознания, для повышения его культуры.

Нам необходимо учиться, как защищать свои интересы, а это можно лучше сделать только сообща.

Мы призываем наших земляков к себе, в единую организацию. Тогда мы будем сильнее, тогда мы сможем лучше бороться за свои интересы.

Товарищи! Не забывайте самих себя и свой родной народ. Записывайтесь в члены «Робіничої Просвіти».

Рада «Робітничої Просвіти» помещается: Штабная ул., 22. Записываться в члены Просвиты можно ежедневно по будням с 8 до 10 часов вечера, по воскресеньям и праздничным дням с 6 до 11 часов вечера (новое время).

Рада “Робітничої Просвіти”» (7).

Так начиналась советизация «Просвіт», заключавшаяся, прежде всего, в том, что идеи чистого народного просветительства «обогащались» классовым подходом. 

Значительный интерес, в том числе для книговедов, представляет стенная газета, выпущенная «Робіничой Просвітой» к 1 мая 1920 г. Ведь это издание не зафиксировано в знаменитом библиографическом указателе Б. М. Городецкого «периодика Кубано-Черноморского края. 1863–1925 гг.», в котором учитывались, как правило, и стенные газеты, издававшиеся типографским способом (например, «Стенная газета Кав-Роста» – Новороссийск, 1920 г., «Стенная газета Куб-Чер-Роста – Ейск, 1921 г.), и газеты, вышедшие единичными номерами («Вперед», «Девятый вал», «Журналист», «Наша Искра», «Неугасающая Искра», «Труд»), и даже агитационные листки, типа «Знамя борьбы», вышедшего в августе 1919 г. накануне выборов в екатеринодарскую городскую думу.

Но, разумеется, обнаруженное издание интересует нас, прежде всего, как источник для написания истории выпустившей его организации.  Основное пространство газеты, в полном соответствии с ее тематическим названием, занимают тексты украинских рабочих песен «Шалійте, шалійте, скажені кати!», «Не пора», «Жалібний марш», «Ми робітники» и даже «Заповіт» Т. Шевченко. Но тексты, хоть и дают нам представление о песенном репертуаре первомайских рабочих колонн, все же для нас не главное. Гораздо больший интерес представляет завершающая газету колонка объявлений, информирующая о мероприятиях, которая организовывает «Робітнича Просвіта» к дню международной солидарности трудящихся. Среди них: концерт-митинг в театре Мон-Плезир, спектакль под управлением В. Орловского «Борці за правду» в театре «Палас», в Екатерининской школе спектакль под управлением тов. Семенихина «Микола Кларич». В самом низу – призыв собираться уже по знакомому нам адресу: Штабная, 22 в 9 часов утра по новому времени.

Такая массовая работа не могла не привлечь к просветительской организации внимание новых партийных властей. Для проверки деятельности «Робітничої Просвіти» направляется заведующий отделом западных народов Кубано-Черноморского областного РКП. По ее итогам он представил обширный доклад Кубано-Черноморскому областному РКП «О расследовании деятельности “Робитничої Просвіти” в г. Екатеринодаре» (9).

Этот уникальный документ подробно, хотя и в общих чертах передает историю создания организации, называет поименно членов инициативной группы (Петренко, Верко, Воздык, Барчан) и фактических руководителей (член партии товарищ Спасебо –  и кандидат в члены партии товарищ Петренко). Из него же мы узнаем о числе членов по состоянию на 20 марта (42 человека) и 13 июня (400 членов) – в основном рабочие из числа крупных предприятий Екатеринодара. Указано и количество представителей интеллигенции – от 45 до 50 человек (учителя, агрономы, инженеры, медики, юристы), хотя в уставе было записано, что « в число членов могут быть приняты только пролетарские элементы». В документе перечисляются также отделы организации (художественно-музыкальный, школьный, профессиональный, сельскохозяйственный, спортивный, библиотечный), дается характеристика их работы, раскрываются ее формы и методы.

В виду исключительной важности мы публикуем «Доклад...» полностью в приложении к данной статье. Остается лишь добавить, что нам пока не известна точная дата роспуска этой просветительской организации – соответствующие документы еще не выявлены. Однако по аналогии с Украиной (где история «Просвіт» изучена более глубоко), можно предположить, что это произошло не позже 1922 года.

В Галичине, где «Просвіта» возникла впервые, она продолжала свою деятельность вплоть до прихода в 1939 году Красной Армии, после чего все научные, культурные и просветительские организации были запрещены, а их деятели подверглись репрессиям. До 1989 года деятельность «Просвіт» продолжалась лишь в отдельных странах Европы, Северной Америки и Австралии, в местах компактного проживания украинцев. В годы перестройки, еще при коммунистическом режиме, «Просвіти» вновь заявили о себе на Украине. Попытка горстки энтузиастов возродить в начале 90-х годов их кубанскую сестру широкой кубанской общественностью осталась незамеченной.

Источники:

1. Чумаченко В.К. «Просвіта» чорноморських козаків // Козацький край (Донецк). 1994. № 2. С. 4.

2. См.: Эрастов С. И. Воспоминания. В РУПП // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 2000. № 2. С. 40–41.

3. Нарис історії «Просвіти». Львів – Краків – Париж, 1993. С. 15.

4.Кубань и Черноморское побережье. 1906. № 79.

5. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3652. Л. 1.

6. Центр документации новейших источников Краснодарского края (ЦНИИДИК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 69. Л. 5.

7. Там же. Л. 7.

8. Там же. Л. 8, 9 об.

9. Там же. Л. 1–3.

Виктор ЧУМАЧЕНКО, Ирина ЗОЛОТАРЁВА.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка