lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Отречемся от украинского мифа
Олександр Пижиков, професор МПГУ, Москва

Надо признать, что тезис о «сакральном и извечном» союзе наших двух стран — это иллюзия

В ходе выборной кампании 2018 года с верховной власти обязательно спросят за неизжитое наследство 1990-х. Во внешней сфере — прежде всего за тупик нашей украинской политики, одновременно виктимной и истеричной. Правда, в 2014-м вежливые люди в «милитари» существенно подправили картину, но штатные рычаги этой политики — дипломатический и газовый — по прежнему сбоят.

Ни в одном международном формате, начиная с Минского, Киев не получил укорот — даже в таком пустяке, как конкурс «Евровидение», ухитрился ткнуть Москву носом в угол. В соседскую столицу от нас направлен уже второй по счету посол-призрак, чья миссия — чтобы поскорее забыли о нем самом и его успехах на прежней должности.

Киев комфортно приобретает российский газ в обход российского же монополиста. Реверс, вопреки заявлениям последнего, оказался реальностью. Реальностью может стать и то, что «Турецкий поток» не смоет соседей с выгоднейшей позиции энерготранзитера, и через Брюссель они будут нам диктовать, сколько топлива гнать через них, а сколько оставлять туркам.

«Прощай, немытая Россия!» — продекларировал недавно Порошенко. Но не стоит обижаться на него за Лермонтова, подпряженного к пропаганде «безвиза». Вообще не стоит всерьез реагировать на эти слова — ведь Порошенко из тех, кто прощается, но не уходит.

А пора бы самим попрощаться — не с «чистоплотной» Украиной, конечно, и даже не с ее маркими предводителями. Куда от них денешься — все равно, в конце концов, окажутся на нашей Рублевке. А расстаться надо, причем незамедлительно, с одной иллюзией, которая затянула нас уже давно в украинский омут и держит в нем до сих пор.

Суть этой иллюзии в том, что Украина — не как территория с людьми, а как некая абстрактная сущность — исключительно важна для России, а союз с ней почти сакрален. Проницательный Збигнев Бжезинский подогрел в свое время такой настрой в наших верхах, заявив, что Россия без Украины — не великая держава.

И тут уместно спросить: что же такого сверхъестественного внес в нашу имперскую конструкцию «украинский элемент»? Про Мазепу и Бандеру с карателями и полицаями не будем: тривиально. Насчет религиозного света, нежно льющегося с берегов Днепра, — воздержимся, поскольку не бесспорно. Обратимся к менее известным, но не менее важным историческим фактам.

По большому счету, укронационализм — со своим «самостоятельным государственным плаванием», «вхождением в европейскую семью на здоровых началах» — громко заявил о себе к середине ХIХ столетия. Это явилось ответом великорусскому шовинизму, чуть ранее пышно зацветшему триадой «православие, самодержавие, народность». Но кто был автором вопроса?

Заметим, пестование украинской самобытности вводило в ступор имперские верхи. Недоумение понять несложно, если всмотреться, кому бросили вызов вылупившиеся «незалежные». Оказывается, тем же родственным лицам, составлявшим костяк московской, а позднее и российской правящей элиты с конца ХVII столетия. Как ни парадоксально, но русский великодержавный патриотизм закладывался украинско-польскими выходцами, в разное время присягнувшими Романовым.

Его авторство ассоциируется с министром просвещения Сергеем Уваровым. При этом как-то забывают о целой украинской когорте, ударно потрудившейся на сей ниве: завканцелярией Св. Синода Войцеховиче, начальнике Комиссии по разбору древних актов Романовиче, президенте Академии художеств Оленине (с родовым польским гербом, матерью Волконской, наставником Кашталинским, женой Полторацкой)…

В таких руках осмысление отечественной истории, религии, традиций протекало крайне своеобразно. Если в Европе XIX века элиты обратились к своим национальным корням (германская — к немецким, французская — к французским, испанская — к испанским и т.д.), то наш «русский» истеблишмент с жадностью бросился воспевать не что иное, как украинско-польские истоки. Хотя ничего удивительного здесь нет: они же интересовались собой, своим происхождением.

Кстати, популярность Николая Гоголя первоначально была связана с увлечением Украиной. Эту эйфорию подпитывал и Николай I, за время царствования аж 15 раз посетивший и заново отстроивший «матерь городов русских». Ни один правитель до революции или в Советском Союзе не бывал в Киеве так часто и заботливо.

И вот на эту-то державу, насквозь пропитанную полонизированной малороссийской поэтикой, стали покушаться под распевы гимна «Ще не вмерла Украина», сочиненного Чубинским. К такому «русский» имперский патриотизм был явно не готов: без украинской опоры он просто утрачивал идеологический иммунитет.

Чиновничество вкупе с появившимися в начале ХХ столетия промонархическими организациями кинулись проклинать устроителей «отдельного украинского завтра». Но вот парадокс: русское черносотенство родилось в украинской купели — в Почаевской лавре на Волыни…

Любопытны данные и по царской Государственной думе: из 41 депутата, избранного в III Госдуму от украинских губерний, 36 идентифицировали себя «истинно русскими людьми», что подразумевало их принадлежность к черносотенству.

На выборах в IV ГД 70% украинских избирателей подали голоса за русских националистов — это было особенно поразительно, если учесть, что великороссы составляли лишь 13% населения. Иными словами, базой религиозно-монархического черносотенства — антипода «незалежности» — являлась не обширная Россия, а все та же Украина!

Обидно даже: мы — заложники внутренней грызни самостийников с Галиции и имперцев с Волыни!

Вспоминаются жаркие дебаты их предшественников 1650–1670-х годов по поводу того, с кем выгоднее быть: с Москвой или Польшей, олицетворявшей тогда Запад. Будто Россию просто погрузили в омут чисто внутриукраинского конфликта.

А разве сегодня мы наблюдаем не продолжение того же? Самое бессмысленное, что есть в нынешней российской политике, — это игры в особые отношения с «колыбелью», оплаченные газом и другими вполне осязаемыми преференциями. Не слишком ли дорого нам обходятся иллюзии и потребности нашего монархического и никонианского лобби? Конечно, им-то без Украины никуда, но никак не нам.

Не стоит ожидать здесь чего-то нового: украинский спор в его сегодняшней проекции неизменяем — перемениться должны мы, только тогда появиться шанс избежать этих мутных распрей. Перемениться — значит выплыть из омута тех, кто монополизировал патриотизм, тем самым привязав нас к Украине.

Порвать эту цепь возможно, когда правление Романовых перестанет рассматриваться вершиной всего и вся, а минувшее, равно как и будущее, не будет оцениваться по соответствию этой «славной» эпохе.

В нормальных для той поры отношениях «украинский элемент» в имперской упаковке продвигал дела, которые подавались позднее как преступления русских против украинцев. Так было с момента расказачивания до голодомора. Из-за этого мы вынуждены выслушивать то, чего совсем не заслужили.

Нужна настройка на новую волну национальных притяжений. И здесь — несколько мыслей вслух, но не для всех.

Надо поднять Московское царство, делая акцент на многонациональные, а не только украинские истоки, отдать должное староверию как связующей духовной нити. Полноценно презентовать дохристианскую веру, отбросив бредни о дикости наших предков, обитавших до появления днепровских «светочей» чуть ли не на деревьях.

Пора наконец дистанцироваться от «киевской мачехи» и обернуться к нашей Волге, матери-России, сосредоточию народностей и вер. Их, выросших на одном корне, разделить невозможно, как нельзя отделить от Великой реки Каму или Оку.

Следует покритичнее относиться к эпохе Романовых, к тому, что тогда происходило не только с правящей прослойкой, но и с народом. Положа руку на сердце, нынешняя реанимация «православия, самодержавия, народности» пригодна лишь для имущественных притязаний РПЦ. Хватит перетягивать «украинский канат»!

Российской же власти потребна идеологическая перекодировка, чтобы избавиться от роли подсобного материала в соседских играх. Нужно вынырнуть из украинского омута и вспомнить, что грань между антиквариатом и хламом в нашей истории очень тонка.

В этом смысле выборы-2018 не могут стать просто очередными: их предназначение — разблокировать геополитический тупик.

Коренные народы России должны стать настоящими хозяевами своего прошлого, а следовательно, и будущего. А нашим народам — в том числе и россиянам украинского родства — все меньше и меньше дела до конфликтов чужого омута.

Александр Пыжиков, Профессор МПГУ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС

Владимир Кулистиков, кандидат юридических наук

http://www.mk.ru/politics/2017/07/05/otrechemsya-ot-ukrainskogo-mifa.html

Від редакції:

Стаття, що по формі нібито славить велич імперської Росії і плюндрує честь України, насправді має майже прямо протилежний зміст. В ній міститься визнання того, що імперське ставлення Росії до України завело в глухий кут не лише російсько-українські відносини, але й саму Російську державу. Що потрібно кардинально змінювати політику щодо України, але перед цим Росія має змінити певні ідеологічні постулати. Фактично росіянам пропонується перестати вважати Україну зоною впливу Росії, оскільки це є міфом, який історично запропонувала Росії сама Україна! Так вважають автори статті.

Здається, незламність українського фронту змушує росіян більш уважніше подивитися на українську історію, та мабуть вперше спробувати позбутися власного імперського міфу. Не даремно і Путін раптом на своїй зустрічі з населенням згадав "впливових українських націоналістів минулого" - Франка, Грушевського, Драгоманова. Коли це Путін згадував у промовах діячів української культури більше ніж столітньої давності? Мабуть українське питання таки допекло – от і зацікавився.

І от стаття в МК. У впливовій і дотепер газеті, колись демократично-ліберальній, а тепер майже цілком пропутінській (як і 99% інших російських видань), але такій, що іноді дозволяє собі публікувати і дещо ліберальні матеріали. Хоча і в цій статті є декілька нісенітниць щодо українського руху, але сама ідея вельми красномовна: перестати згадувати історію княжого Києва як історію Росії, замість "світла з Дніпра" зосередитися на історії з Оки та Волги. Тобто повернути висвітлення російської історії туди, де вона була за часів Єльцина, але потім знов повернулася на старі імперські рейки: пишатися Старою Ладогою, Новгородом, Ростовом та Суздалем, та забути нарешті про княжий Київ, Чернігів та Галич, так само як і Полоцьк. Адже і білоруси вивчають в своїй історії саме Полоцьке князівство, а не пнуться довести про свою причетність до Галича чи Ростова.

Важливий крок на шляху розвінчання імперського міфу. Позбудуться звички дивитися на Київ та Галич як на "природне своє", а потім не матимуть сенсу і воювати за це "не своє".

Ми вважаємо що ця стаття є знаковою, і була замовлена або у Кремлі, або принаймні однією із груп у Кремлі. Це свідчить про те, що росіян поступово готують до «здачі» України, як «невпливової» і «нерідної», і такої, що «втерлася у довіру» через власну «агентуру». Ця теза дещо нагадує відому байку Крилова Про лисицю та виноград.

Ми в редакції підтримуємо тези статті, як ми їх зрозуміли. За ними має йти виведення військ із «малозначимих» Криму і Донбасу, а також введення візового режиму між двома державами.

Володимиру Володимировичу хочеться зробити уточнення: і Іван Франко, і Михайло Грушевський, і Михайло Драгоманов були за поглядами соціал-демократами, як і було прийнято серед європейської інтелігенції того часу. А от хто націоналіст, так це сам Володимир Володимирович.

В.К.

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

На світлині: Олександр Пижиков, професор МПГУ, Москва.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка