Ближнемагистральный пассажирский самолет Ан-158 Разработчик: ОКБ Антонова, украина,первый полет – 210 год
- продолжение модельного ряда Ан-148.
Благодаря увеличенному количеству мест в
расчете на один пассажирокилометр,
эксплуатационные характеристики самолета
улучшились на 15-18%. При этом по топливной
эффективности новый "Ан" несколько
превосходит близкий по размерности Sukhoi
Superjet 100 (SSJ100) благодаря лучшему крылу и
более экономичным, чем SaM.146, двигателям
Д-436-148. По предварительным оценкам,
на крейсерском режиме полета с
числом Маха 0,7-0,75 Ан-158 имеет
аэродинамическое качество на 0,5-1 единицу
выше, чем SSJ100, а его силовая установка
потребляет на 3-5% меньше топлива. Так
получается потому, что у Ан-158 крыло
большего размаха и удлинения при несколько
меньшем диаметре фюзеляжа (что делает его
планер более "летучим"). В то
же время, прогрессивная трехвальная
схема Д-436 имеет ряд преимуществ перед
более простым по конструкции двухвальным SaM.
146.
Во время представления нового "Ана"
журналистам 20 апреля вице-президент
ГП "Антонов" А.Д. Кива сказал:
"Вместе с нашими российскими партнерами мы
плотно работаем над формированием вектора
приоритетного развития семейства воздушных
судов Ан-148. В создании этих самолетов
принимают участие около 250 компаний
из 15 стран мира. Россия - наш главный,
стратегический партнер в этой
программе".
Ан-158 органически дополнит находящийся
в производстве и эксплуатации
базовый самолет семейства Ан-148-100.
"Там, где пассажиропотоки не очень
насыщенные, - пояснил Александр Дмитриевич, -
заказчики с удовольствием делают ставку на
Ан-148-100 с вместимостью от 68 до 80 кресел.
На маршрутах с большими потоками пассажиров
выгоднее эксплуатировать Ан-158,
рассчитанный на 99 мест. Вместе с
нашими российскими партнерами мы сможем
предлагать полноценное семейство самолетов,
которое даст заказчику возможность получить
оптимальное сочетание различных
моделей в своем парке. При этом у
Ан-158 очень высокая степень унификации с
Ан-148: единые кабина, системы, агрегаты,
элементы планера и так далее. Поэтому затраты
на обучение экипажей и поддержание парка в
исправном состоянии невысокие, что
выгодно эксплуатирующим организациям".
Ан-158 с бортовым номером UR-NTN
представляет собой опытный экземпляр, на
котором планируется провести комплекс
летных испытаний, а затем -
сертификационных. "Мы намерены провести
этот процесс в течение 9-11 месяцев, и не
позднее первого квартала 2011-го года получить
сертификат типа, - сказал Александр
Дмитриевич. - Производство серийных
самолетов разворачивается вместе с
нашими российскими партнерами из Объединенной
авиастроительной корпорации". ГП "Антонов" и
OAK согласовали программу кооперации
и сроки поставки первых товарных
самолетов, а также подходы в ценовой
политике. Достигнута принципиальная
договоренность о создании единого центра
продаж воздушных судов семейства Ан-148".
Возможно, Ан-158 послужит базой для
создания военно-транспортного и грузового
Ан-178. В настоящее время эта машина
находится на этапе эскизного проекта.
Она будет отличаться увеличенным
диаметром фюзеляжа и наличием хвостовой рампы.
ГП "Антонов" сейчас формирует круг
покупателей и уточняет требования к этому
самолету. "Потенциальные покупатели
предъявляют к самолету разные
требования, которые между собой отличаются.
Мы хотим предложить им оптимальное решение,
которое устроит всех", - продолжил Александр
Кива.
Известно, что презентация проекта Ан-178
получила хорошие отклики у российских и
индийских военных, которые хотят
приобрести несколько сотен рамповых
самолетов нового поколения в классе
грузоподъемности 15-20 тонн. Кроме того,
поступают положительные комментарии и от чисто
гражданских организаций.
Так, Генеральный директор "Ильюшин
Финанс Ко" А.И. Рубцов сказал: "Мы
внимательно изучаем грузовую версию
самолета, которая разработана антоновцами.
Она нам очень нравится. Однако рынок
специально построенных новых грузовых
самолетов очень непростой. Они конкурируют с
подержанными машинами, конвертированными
из пассажирских в грузовые. В этой
ситуации новые грузовые самолеты
продать непросто. Тем не менее, грузовой
самолет представляет для нас интерес,
поскольку у него имеется определенная
унификация с основной пассажирской версией по
элементам оперения, крылу и кабине летчиков.
Если будет хорошая грузовая кабина
и хорошая топливная эффективность,
то, я думаю, грузовой самолет на базе Ан-148
найдет хороший спрос не только в
военно-транспортном варианте, но и на
коммерческом рынке".
Первые Ан-158 поступят заказчикам в 2011
г. Стартовый заказчик - авиакомпания
правительства Москвы "Атлант-Союз".
Ее Генеральный директор Е.В. Бачурин
сказал: "Ан-158 представляет очень логичное
продолжение линейки базового самолета Ан-148.
Мы планируем брать и одну, и вторую модель.
Думаем активно использовать Ту-204 и Ан-148
для полетов не только по России, но
и за рубеж". При этом авиакомпания
имеет планы приобретения значительного
количества самолетов семейства Ту-204СМ и
Ан-148 через лизинговую компанию "Ильюшин
Финанс Ко". Евгений Бачурин продолжает:
"Считаю, что при условии организации хорошей
технической поддержки эти типы
воздушных судов покажут себя
конкурентоспособными. Главное - качество
технической поддержки со стороны производителя
самолетов. Если в реальной эксплуатации
получается месячный налет в 300-350
часов в расчете на один списочный
самолет, то авиакомпании, эксплуатирующие
технику отечественного производства, никаких
проблем с экономикой эксплуатации не
чувствуют. А если самолеты летают меньше, нам
становится сложнее конкурировать с
авиаперевозчиками, оснащенными
самолетами западного производства".
Наиболее главная задача, которую должны
решить отечественные производители
в самое ближайшее время, - реально
наладить серийный выпуск вышеназванных типов
самолетов, при котором выходящие с завода
машины будут иметь приемлемую стоимость (что
невозможно при "штучном" выпуске) и будут
унифицированы по широкому кругу
запасных частей (что упростит и
удешевит их эксплуатацию).
Поставки авиакомпаниям новых
отечественных самолетов ведутся с
использованием механизма финансового лизинга.
Авиакомпания правительства Москвы
заключила с "Ильюшин Финанс Ко"
контракт о десяти Ан-158 с опционом еще на
пять. В рамках международной кооперации по
выпуску самолетов семейства Ан-148 созданы
две линии сборки: на ГП "Антонов" в Киеве
и ОАО "ВАСО" в Воронеже. Многие
элементы планера самолета выпускаются в
России, а крылья и отдельные части фюзеляжа
делают в Украине. Двигатели Д-436-148
собирают в Запорожье с использованием
отдельных модулей производства московского
завода "Салют". Авионику интегрирует
российский "Авиаприбор-Холдинг".
Общая доля российских и украинских
предприятий в стоимости самолета составляет
около 90%. Отдельные бортовые системы
приобретаются в Германии, Франции и других
странах.
"Все машины семейства Ан-148, которые
будут закупаться российскими государственными
структурами, такими как Управление
делами Президента РФ, МЧС и МО РФ,
будут российской сборки", - подчеркнул
А.И. Рубцов. При этом он отметил, что ГП
"Антонов" является ближайшим партнером,
отношения с которым строятся на
длительную перспективу. Касаясь
вопросов производства Ан-158, Александр
Иванович отметил: "Ан-158 будет, в основном,
собираться в Киеве, a customization, то
есть установка интерьера, покраска самолета,
окончательные летные испытания перед сдачей
заказчику, будет происходить в
Воронеже".
Основные акционеры "Ильюшин Финанс Ко"
в лице ВЭБ и OAK ставят перед лизинговой
компанией задачу продвигать продукцию
российского и российско-украинского
производства. "Мы не занимаемся
самолетами иностранных производителей, а
продвигаем ту продукцию, которую считаем
необходимой для того, чтобы эффективно
работали заводы наших стран", - подчеркнул
Александр Рубцов. Он напомнил, что его
компания уже реализовала три самолета
Ан-148-100В российской сборки стартовому
российскому заказчику - Государственной
транспортной компании "Россия". В
мае-июне в Воронеже шли летные испытания
четвертого Ан-148 российской сборки, который
также предназначен для ГТК "Россия". А в это
время в Киеве Ан-158 выполнял свои первые
испытательные полеты, направленные
на оценку характеристик устойчивости
и управляемости, а также интегральных
летных данных. В настоящее время этот этап
испытаний уже позади, и антоновцы выполняют
полеты по программе сертификации Ан-158.
Модификация
|
Ан-158-100
|
Размах крыла, м
|
28.91
|
Длина самолета,м
|
34.36
|
Высота самолета,м
|
8.60
|
Площадь крыла,м2
|
87.32
|
Масса, кг
|
|
пустого самолета
|
|
максимальная взлетная
|
43700
|
топлива
|
|
Тип двигателя
|
2 ТРДД Д436-148
|
Тяга, кН
|
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
820-870
|
Перегоночная дальность, км
|
6000
|
Практическая дальность, км
|
|
с максимальной заправкой
|
4320
|
с максимальной загрузкой
|
2500
|
Практический потолок, м
|
12500
|
Экипаж, чел
|
2+3
|
Полезная нагрузка:
|
максимально - 99
пассажиров, в двух классах - 86
(12+74)
или 9800 кг груза
|
|