lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 В Росію - за вугіллям…
Друк
Розділ: Партнерство

Вугілля в руках шахтаря - символ  великого ДонбасуНайбагатша людина України Рінат Ахметов набуває вугільних підприємств в Ростовської області

Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов начал экспансию в Россию: его компания готовит приобретение угольных предприятий в Ростовской области. Это первый заход украинских компаний на российский угольный рынок. Интерес украинцев продиктован дефицитом и дороговизной угля на местном рынке.

Энергетические активы 42-летнего Рината Ахметова консолидированы в Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК). По неофициальной информации "Ведомостей", ДТЭК договорилась о покупке Шахты им. Чиха в Ростовской области (входит в группу "Русинкор"). Стороны косвенно подтвердили факт переговоров, однако от комментариев до завершения сделки отказались.

В ДТЭК говорят, что компания изучает перспективы приобретения и других предприятий угольной отрасли - как на Украине, так и за рубежом, в том числе в России. Накануне украинские СМИ сообщили, что компания подготовила займ у банков для расширения мощностей на 50 млн. евро. Примерно во столько - $50-60 млн. - оценивают сделку по покупке шахты аналитики в России.

Сейчас производственные активы ДТЭК расположены на Украине. Там у компании полный энергетический цикл: добыча угля, его обогащение, генерация электроэнергии, ее дистрибуция. По итогам 2007 г. доля ДТЭК в угледобывающей отрасли Украины составила 20,9%, в тепловой генерации - 27,0%, в дистрибуции электроэнергии - 5,4%.

Эксперты, опрошенные "Ведомостями", отмечают, что эта сделка - первый заход украинских компаний на российский угольный рынок. Неудивительно, что пионером здесь стал Ринат Ахметов: у него богатый опыт работы с российским бизнесом. Предприниматель, чье состояние Forbes оценивает в $7,3 млрд., один из основных спонсоров Партии регионов Виктора Януковича.

В России дешевле

Интерес украинцев к Ростовской области диктуется близостью к генерирующим мощностям на Украине, а также относительной дешевизной энергетического угля - $40-50 за 1 т.

Угольную отрасль на Украине лихорадит и давно (в прошлом году добыча упала на 6%). Правительство сейчас готовит ее масштабную реформу, предусматривающую, помимо прочего, "приближение цены на энергетический уголь к европейскому уровню" к концу года.

Сейчас цена угля на внутреннем рынке Украины составляет порядка $80/т. Но поскольку угля собственной добычи недостаточно, украинские металлурги вынуждены закупать его в России по цене на 20% выше - около $100/т. По прогнозам Минуглепрома, к концу 2008 года цены на энергетический уголь повысятся еще на 25-35%.

Промышленные запасы Шахты им. Чиха составляют порядка 50 млн. т энергетического угля. Эксперты предупреждают, что себестоимость угля будет очень высокой - в Ростовской области слишком глубокое залегание пластов. Однако в ДТЭК говорят, что компания обладает необходимыми технологиями для глубокой добычи угля, чего не было у нынешнего собственника шахты - по этой причине добыча на участке практически не велась.

http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/07/15/084631.html

Додаток:

Энергетика выбирает уголь?

Глобальное потепление, требования экологов сократить выбросы углерода в атмосферу, и высокие цены на нефть, заставят Европу вернуться к топке углем.

Как пишет FINANCE.UA, так итальянская электрическая компания ENEL намерена в ближайшее время перейти на использование угля.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие пять лет Италия увеличит свою зависимость от угля с 14% до 33%, а заявление руководства ENEL могут поднять эту зависимость до 50%. Италия не одинока в своем желании вернуться к древесному углю. Европейские страны планируют построить в ближайшую пятилетку порядка 50 угольных электростанций.

Наш Кабмин переводит тепловые электростанции на использование угля.

Причина очевидна: неопределенность с ценой на газ в 2009 году.

Минтопэнерго начало подготовку к отопительному сезону 2008-2009 годов. Для этого ведомство создает запасы угля на складах теплоэлектростанций (ТЭС). До ноября текущего года планируется накопить 4 миллиона тонн твердого топлива. При том, что в прошлом году запасы составляли 2,5 миллиона. "У нас есть планы не сжигать газ, а максимально использовать уголь", - пояснил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

Причина для переориентации ТЭС на использование угля -повышение цены на импортный газ с 2009 года. Чиновники Минтопэнерго готовятся к нему, хотя переговоры с российским "Газпромом" еще не окончены. "Мы ставим себе цель: завершить их до зимы", - отметил Продан. По его словам, стоимость голубого топлива обязательно "будет меняться". Но насколько ощутимым будет это изменение, загадка даже для министра.

Ввиду такой неопределенности Минтопэнерго повысило план по заготовке угля для НАК "Энергетическая компания Украины" (ЭКУ), на балансе которой находится большинство украинских ТЭС. По словам и.о. первого заместителя вице-президента компании Сергея Сердюка, первоначально ставилась задача по накоплению 2 миллионов тонн твердого топлива. Однако затем эта цифра увеличилась до 3 миллионов.

В связи с этим у НАК "ЭКУ" возникли проблемы с привлечением кредитных средств на закупку угля. Дело в том, что правительство выделило для их обеспечения 15 миллионов гривен. После увеличения нормы, как сообщил Сергей Сердюк, компании необходима втрое большая сумма - 45,6 миллиона гривен. Эту проблему министр топлива и энергетики Юрия Продан пообещал рассмотреть на совещании в ближайшую субботу.

Напомним, для производства электроэнергии необходимо закупить в 2008 году 35,6 миллиона тонн угля. В том числе 18,7 миллиона тонн - от предприятий Министерства угольной промышленности, 16,9 миллиона тонн - по прямым договорам с учетом импорта.

Химический катализатор углепрома

Мы не зря начали настоящий обзор с посевов рапса. Поиски альтернативных энергоносителей растительного происхождения автоматически вызывают увеличение спроса на минеральные удобрения - без них удовлетворительного урожая энергосырья не получить.

Меж тем перманетно растущая цена на природный газ для производителей минудобрений вынуждает предприятия искать альтернативные источники сырья.

На днях стало известно, что швейцарская CleanCoalGas Ltd разрабатывает для Северодонецкого объединения "Азот" проект строительства установки по производству из энергетического угля сырья, способного заменить природный газ. О своем намерении перейти на аналогичные установки сообщили и другие участники рынка.

Как сообщил президент компании Алексей Кунченко, "Мы намерены получать из энергетических углей компоненты, которые заменят природный газ, используемый сейчас в качестве основного сырья для производства аммиака и других видов продукции", При этом он напомнил, что на технологии замещения газа работают практически все производители химудобрений в Китае. По его словам, швейцарская CleanCoalGas Ltd уже разрабатывает проект ТЭО строительства энергоустановки, которое оценивается в несколько сотен миллионов долларов.

По мнению источника в Минуглепроме, такая установка обойдется Северодонецкому "Азоту" в $35-40 млн долл. Технология производства минеральных удобрений на основе энергетических углей применялась и ранее. Однако в 70-х, после того как Украина начала добывать существенные объемы природного газа, было решено перевести химическую промышленность на газ, который сделал производство более "чистым". Сейчас, в условиях постоянно растущей цены на природный газ, старая технология является экономически более выгодной для собственников заводов.

Для справки, ежегодно "Большая химия" Украины потребляет свыше 8,3 млрд кубометров природного газа. При этом если с 1 мая химические предприятия платят по 1386,98 грн за тысячу кубометров, то в июне будут вынуждены платить уже 1409,41 грн. Кроме того, в этом году Кабмин повысил надбавку к цене на газ с 4% до 6% для предприятий химической промышленности.

Как сообщили в Минуглепроме, 20 мая министр провел встречу с представителями CleanCoalGas, в ходе которой обсуждались вопросы обеспечения углем будущей энергетической установки. Речь шла об объемах угля в 2-4 млн т в год. Ознакомившись с проектом, министр заявил, что такие объемы смогут обеспечить шахты, находящиеся около Северодонецка, - "Лисичанскуголь" и "Первомайскуголь", требующие, впрочем, значительных капиталовложений. Представители CleanCoalGas пообещали найти инвесторов.

К слову, сейчас Минуглепром разрабатывает проект закона "О развитии и особенностях приватизации, разгосударствления угледобывающих предприятий".

В контексте прихода твердых углеводородов в отечественный Химпром, отметим, что о своем намерении перейти на технологии замещения природного газа 21 мая заявили глава наблюдательного совета крупнейшего химпредприятия Украины концерна "Стирол" Николай Янковский и пресс-служба "Днепроазота".

ВТО - катализатор углепотребления

Отечественные металлурги на членство Украины во Всемирной торговой Организации возлагают определенные надежды, небезосновательно связывая с этим событием упразднение значительной части ограничений металлоэкспорта.

В этом контексте у Минпромполитики "наполеоновские" планы.

Производство стали в Украине к 2011 г. должно превысить 50 млн т в год. Об этом сообщил первый замминистра промышленной политики Дмитрий Колесников, выступая на научно-практической конференции в Киеве. При этом он отметил, что к 2012-2015 гг. в Украине возможен избыток производственных мощностей по выплавке стали более чем на 200 млн т за счет снижения общемирового спроса на металлопродукцию при вводе в эксплуатацию дополнительных новых мощностей.

При этом Украина планирует увеличить выплавку стали в 2008г. по сравнению с 2007г. на 7,5% - до 45,9 млн т с 42,7 млн т, такие данные содержатся в балансе, составленном по предложениям предприятий черной металлургии на 2008г. Производство чугуна должно вырасти на 7,9% - до 38,3 млн т с 35,5 млн т, которые ожидаются по итогам 2007г. Планируется, что выпуск общего проката увеличится на 8% - до 40,6 млн т с 37,6 млн т.

По данным Международного института чугуна и стали, Украина в 2005-2006гг. занимала восьмое место в мире по объемам производства стали с показателями 38,6 млн и 40,9 млн т, соответственно.

В контексте членства Украины в ВТО, полагаю, небезинтересным окажется этот опыт Поднебесной.

Тамошняя метуллургия продолжает демонстрировать впечатляющие результаты.

Быстрые темпы экономического роста, в частности строительный бум, развитие металлоемких производств, превратили Китай в крупнейшего мирового производителя стали с годовым объемом производства в 568,94 млн. тонн (2007 г.) и потреблением свыше 400 млн. тонн. Производственные мощности страны ежегодно, начиная с 2002-го, возрастали в среднем на 20%.

Вступление в ВТО наложило отпечаток и на решение энергетических проблем. Несмотря на то, что по общему объему электрогенерирующих мощностей Китай уступает лишь США, его промышленность и население страдают от дефицита электроэнергии. Перспективы удовлетворения потребностей неутешительные: по расчетам, к 2030 году прирост потребления будет превышать среднемировой в 2,2 раза, а доля страны в мировом энергопотреблении возрастет с 8,7 до 20%.

Ставка будет сделана на атомную энергетику, обеспечивающую сегодня только 2% общего объема производства электроэнергии. В планах правительства КНР - увеличить общую мощность атомных электростанций к 2020 году с 8700 МВт до 40 тыс. МВт. Для реализации таких амбициозных планов Пекин должен ежегодно вводить в действие как минимум два атомных реактора мощностью 1000 МВт.

По оценкам китайских экономистов, дальнейшее развитие электроэнергетики и преодоление дефицита электроэнергии будет постоянно сопровождаться нехваткой угля, поскольку его удельный вес в электроэнергетике будет постоянно расти (с 34% в 2007 году до возможно 42% - в 2030-м).

По официальной информации, в "вэтэошный" период добыча угля возрастала ежегодно ориентировочно на 10% и достигла в 2007 году 2 млрд. 536 млн. тонн (+6,9% по сравнению с предыдущим годом).

Стало быть, для отечественной металлургии пока становится очевидно: без надежного обеспечения поставок кокса или коксующегося угля, выигрыш от членства в ВТО может оказаться ничтожным.

К тому же в дебюте текущего года на отечественный рынок кокса пришли россияне....

Российская группа "Евраз" купила у "Привата" -ДМЗ им. Петровского, ГОК "Сухая Балка", Днепропетровский, Днепродзержинский КХЗ и "Баглейкокс".

Как отмечают профильные гуру, несомненным плюсом для группы Приднепровских коксохимов является возможность их загрузки российским углем. В последнее время совокупные мощности Днепропетровского, Днепродзержинского КХЗ и "Баглейкокса", составляющие 3,6 млн т кокса в год, были загружены наполовину, тогда как "Евразу" принадлежат крупнейшие в России запасы коксующегося угля. Поэтому вполне очевидно, что "Евраз" сможет загрузить Приднепровские заводы без особых проблем.

Однако, как уверяет автор, наша металлургия от этого решительно ничего не выиграет. Коксовая составляющая в себестоимости произведенного металла достигает 25%. Но если для приготовления кокса смешивать уголь различных марок, что с удовольствием делают металлургические ФПГ, можно немного и сэкономить. Кроме того, при переработке угля получают коксовый газ, который используют для обогрева коксовых печей, а можно перерабатывать в любую другую тепловую энергию. Подобным образом свои заводы загружает большинство наших олигархов. Причем главным поставщиком угля традиционно остается Россия.

Однако с приходом на наш рынок "Евраза" отечественным коксохимикам будет доставаться гораздо меньше российской продукции. Это никак не вяжется с планами наших ГМК олигархов, которые наращивают сталепроизводство, - им нужно все больше сырья. Кризис усугубили аварии на шахте им. Засядько, дававшей стране 1,8 млн т коксующегося угля (27% внутреннего производства). И если еще пару лет назад украинские коксохимы ежегодно импортировали 7-8 млн т угля, то в 2008 г. им понадобится его уже 14,5 млн т. Однако, по данным объединения "Металлургпром", на сегодняшний день подписаны контракты на импорт только на 10,2 млн т. Сейчас в его поисках отечественные магнаты отрасли колесят по всем континентам. Особо преуспел в этом ИСД, который, по данным ассоциации "Укркокс", в 2008 г. закупит 2 млн т в США и Канаде.

Группам, оставшимся без угля, придется добирать готовой продукцией в ущерб своим заводам. Ориентировочно для этого понадобится 2,5 млн т. Однако, как отмечают в ассоциации "Укркокс", без модернизации портового хозяйства Украины импорт сырья для коксования останется дорогим удовольствием.

Узкое портовое горлышко угольного транзита

Автор в своем предыдущем оброзе-прогнозе акцентировал внимание на необходимость портовых докеров привыкать к росту процента в грузопереработке "пыльных" и дешевых грузов: руды и угля. К сожалению с одной стороны прогноз оправдался с завидной оперативностью, с другой - порты и собственно весь отечественный транспортный комплекс оказался неготовым к смене ассортимента на сырьевой грузопоток. В-третьих, как оказалось, в стране дефицит глубоководных портов, кроме вынужденного углеимпорта в Украину, затрудняющего "приработок" нашим портовикам за счет угольного транзита из России.

Наиболее быстрыми темпами (в среднем 11,47%) с 2000 года по 2007-й росла переработка нашими портами навалочных, сыпучих грузов. Она увеличилась с 29,5 млн. тонн в 2000 году до 60,8 млн. - в 2007-м, то есть в 2,06 раза.

В итоге, если в 2000 году в общем грузообороте украинских морских торговых портов доля навалочных грузов была всего 35,2%, то в 2007-м она увеличилась уже до 49,2%.

По объемам перевалки первое место среди них занимают уголь и кокс -16,25 млн. тонн в 2007 году. С 2000 года по 2007-й объемы перевалки угля и кокса выросли в 2,44 раза. Средний рост составлял 15,4% в год.

На втором месте - руда. Ее перевалка выросла особенно значительно - почти в 4,3 раза(!), с 3,2 до 14,46 млн. тонн. Средний рост - 24,8% в год, что близко к темпам роста переработки контейнерных грузов, которые мы уже привыкли называть рекордными.

Росла также переработка химических, строительных, зерновых и других навалочных грузов.

С одной стороны, это более чем убедительное свидетельство сырьевого характера выходящей из кризиса экономики Украины. С другой - рост поставил перед портами серьезные задачи, решить в полной мере которые они оказались в данный момент не готовы. Грузопотоки угля и руды "уперлись" в нехватку мощностей для перевалки навалочных грузов в наших портах.

Изрядный рост цен на нефть в мире в последние годы стимулировал повышенный спрос на уголь, и российские угольные трейдеры, готовые поставлять все больше и больше продукции на мировой рынок, жалуются на отсутствие достаточных портовых мощностей для этого как в России, так и в соседних странах, включая Украину. Притом, что транзит российских углей через украинские морские торговые порты подскочил за семь лет в 2,8 раза - до 12,1 млн. тонн в 2007-м.

Меж тем проектная мощность крупнейшего специализированного угольно-рудного терминала в Украине в порту Южный уже давно превышена. Порт в 2007 году переработал 3,9 млн. тонн угля и 5,1 млн. тонн руды и вынужден отказываться от дополнительных объемов. К стати, де-факто это единственный в стране глубоководный порт, работающий с углем.

Напомним, что сегодня в Украине есть лишь три глубоководных морских торговых порта - Южный, Одесса и Ильичевск, которые имеют 13-15-метровые глубины у причалов и способны принимать полностью груженные крупнотоннажные суда класса "панамакс". И то лишь на нескольких своих причалах.

Однако Одесский порт подвергается жесткому прессингу со стороны властей города, поднимающих вопрос о его выносе за черту "Жемчужины у моря". Поэтому здесь резко сокращают перевалку навалочных (пылящих) грузов. И если в прошлом году здесь переработали чуть более 600 тыс. тонн угля, то в нынешнем году не будет и этого.

В Ильичевском порту уголь практически не работают. Правда, приличные объемы угля перерабатывают сегодня в Мариуполе - 3,4 млн. тонн, Николаеве и Измаиле - 2,3 и 2,1 млн. тонн соответственно. Но крупнотоннажные суда сюда заходить не могут: глубины позволяют принимать суда с осадкой от 10,3 метра в Николаеве до семи метров в Измаиле.

Сегодня появился спрос на переработку крупных объемов импортного угля в украинских морских портах. Если в 2000-м они были более чем скромными, то в 2007-м уже составили 664 тыс. тонн. А могли быть много больше...

В конце прошлого года ассоциация "Укркокс" провела пресс-конференцию, где говорилось о тревожных перспективах нехватки в Украине коксующихся углей. По прогнозам ассоциации, в 2008 году производство кокса в стране не превысит 17,5 млн. тонн при потребности металлургии в 19,5 млн. Угли нужно завозить издалека, однако портовая инфраструктура пока не готова к приему крупных судов и массовой перевалке сыпучих грузов, утверждал гендиректор "Укркокса".

Только прием судов дедвейтом 100 тыс. тонн и более может решить эту проблему. Тогда можно будет выгодно возить уголь из Австралии, США, Канады, Южной Африки. А сейчас крупнотоннажные суда идут опять-таки в румынскую Констанцу...

Впрочем, определенный оптимизм внушает новость о том, что управляющая компания ЗАО "Смарт-холдинг" (Киев) намерена инвестировать более $1,5 млрд в проект по созданию глубоководного порта на базе ООО "Порт Очаков" (Николаевская обл.).

Со слов гендиректора ЗАО "Смарт-Холдинг" Алексея Пертина, Очаковский порт предполагается углубить до 15-17 м, построить терминал по перевалке и хранению железной руды с предполагаемой мощностью 15 млн тонн в год и коксующегося угля мощностью 5 млн тонн.

Кроме того, предполагается создать терминал по перевалке и хранению зерновых мощностью 5 млн тонн и терминал по перевалке контейнеров (3 млн TEU).

"Это глобальный проект, который потребует намыва 40 га территории, строительства почти 75 км железных дорог, 50 км автомобильных дорог. Затраты на создание инфраструктуры составят не менее $500 млн. Кроме того, более чем в $1 млрд обойдется оборудование, связанное с эксплуатацией терминалов порта", - уточнил гендиректор.

"Мы рассчитываем, что новый порт появится через три года. На сегодня уже сделаны инвестиции в существующий порт, и в этом году он будет работать в пределах перевалки 1 млн тонн грузов в год", - добавил Пертин.

Автор, неоднократно бывавший в Очакове во время парусных регат, дает справку: "Порт Очаков" предназначен для обработки грузовых и грузопассажирских судов, организации паромного сообщения по перевозке колесной техники и большегрузных автомобилей. Порт расположен на Днепро-Бугском лимане в Николаевской области на северо-восточной окраине Очакова

Порт создавался предприятием "Днепрбугводстрой" для обслуживания строительства плотины, которая должна была перекрыть Днепро-Бугский лиман, но так и не была построена. После приватизации "Днепрбугводстроя" было создано ООО "Порт Очаков". С января 1999 года распоряжением Кабмин Украины порт открыт для захода невоенных иностранных судов, спортивных и прогулочных яхт.

Акватория порта площадью 12,2 га защищена волнозащитными сооружениями общей длиной 820 м. Суда, прибывающие в порт "Очаков", проходят частью БДЛК, равной 8,6 мили и подходным к порту каналом. Подходной к порту канал имеет длину 2,7 мили, ширину 110 м.

Порт готов принимать паромы и суда типа РО-РО.

Территория грузовых причалов порта "Очаков" составляет 8 га, общая длина причальной линии -726 м. Причалы для генеральных грузов № 1, № 2, общей длиной 338 м, причал для навалочных грузов № 3 длиной 110 м позволяют принимать в настоящее время суда с проходной осадкой 4,5 м. Причал № 4 для стоянки яхт -158 м, глубина причала - 3,5 м. Причал № 5 для стоянки лихтеров -120 м, глубина причала - 4 м.

Порт имеет складские помещения: склад временного хранения -8,8 тыс. м. куб., склад №2 -11 тыс. м. куб. Проектная пропускная осадка -5,5 м. Площадь временного хранения грузов в штабелях - 30 тыс. кв. м.

Расстояние от Очакова до Одессы -130 км. Железная дорога в Очакове отсутствует. До ближайшей станции (Николаев) -75 км.

Как сообщалось выше, в настоящее время самым глубоководным портом в Украине является морской торговый порт "Южный" (глубина подходного канала -15,5 м, глубины у причалов -14-15,5).

Доселе отношение государства к морским торговым портам Украины всегда было откровенно потребительским. Наиболее сочно его сформулировал экс-президент страны Леонид Кучма во время одной из поездок в Одессу. Морские порты, сказал он, это куры, несущие золотые яйца. И добавил, что если кто-то из петухов плохо справляется с работой, то их поменяют. Понятно, что руководители портов замечание приняли на свой счет. Но очевидного прогресса ни страна, ни отечественный грузополучатели и отправители пока не увидели.

http://zadonbass.org/economynews/message.html

27 мая 2008 г.

На світлинах:

Рінат Ахметов