Друк
Розділ: Партнерство

Николай МитраховУкраїна і Росія будуть поглиблювати співробітництво в перспективних наукових програмах по дослідженню далекого космосу

Как сообщил руководитель информационного центра Национального космического агентства Украины (НКАУ) Николай Митрахов, соответствующая договоренность достигнута по итогам прошедшего 4-5 сентября в Евпатории 4- го заседания украинско-российской подкомиссии по вопросам сотрудничества в космической промышленности в рамках комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии.

Участники заседания, в частности, рассмотрели вопрос использования технических средств Национального центра управления и испытаний космических средств Украины (Евпатория, АРК) в российских перспективных научных проектах по исследованию дальнего космоса, и в первую очередь, по исследованию Луны и Марса.

Российская сторона дала высокую оценку состоянию технических средств украинского центра и предложила использовать их в российских научных программах.

Создающая двусторонняя экспертная комиссия отработает предложения по наполнению и формату сотрудничества.

Также принято решение возобновить на регулярной основе четырехсторонние заседания с участием космических ведомств и Национальных академий наук Украины и РФ.

Кроме того, партнеры рассмотрели актуальные вопросы формирования наземной инфраструктуры для обеспечения использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах потребителей европейской части РФ и Украины с учетом подготовки к проведению в 2012 году Чемпионата Европы по футболу в Украине и зимней Олимпиады-2014 в Сочи (РФ).

"Интерфакс-Украина"

07.09.07

Довідка: Николай Александрович Митрахов (послужной список):

Подполковник

1963 г. рождения;

1980-85 г. - КВВАИУ, ФАРЭО, инженер-математик;

1985-88 г. - Прилуки, Ту-160, КСБУ, старший инженер;

1989-91 г. - Адъюнкт К-47 КВВАИУ, кандидат техническихнаук;

1992-2000 г. - Преподаватель, ст. преподаватель, доцент К-47 КИ ВВС;

2000-2001 г. - Ведущий. научный сотрудник НЦ ВВС Украины;

2001-2002 г. – Пенсионер МО Украины, руководитель Центра "Спейс-Информ" (www.space.com.ua), председатель информационного комитета Аэрокосмического общества Украины, член-корр. Аэрокосмической академии Украины.

Додаток:

Многовекторный космос

Космические ракеты способны приносить стране миллиарды и укрепить ее позиции в ряду ведущих технологических держав. Однако это возможно лишь при сохранении военного нейтралитета Украины

На столе у первого заместителя генерального конструктора — генерального директора Конструкторского бюро «Южное» Александра Дегтярева — лежат две книги: «Этикет» и «Географический справочник ЦРУ». «По долгу работы приходится много ездить, общаться с людьми»,— поясняет Дегтярев. За окнами офиса мокнет под дождем транспортный контейнер знаменитой боевой ракеты РС-20 (по классификации НАТО — SS-18 «Сатана»), выставленный во дворе как памятник лучшим временам предприятия.

На период руководства нынешнего генерального конструктора Станислава Конюхова пришлись самые тяжелые времена для предприятия. За годы независимости локомотив украинского наукоемкого машиностроения — КБ «Южное» — узнало, что такое работа в отсутствие госзаказов. Конструкторское бюро было вынуждено сократить штат своих сотрудников, насчитывавший вместе с рабочими завода 60 тысяч человек, в два раза. Оно оказалось слишком большим предприятием для Украины. Чтобы выжить, заводу, ориентированному на высокие технологии, приходилось выпускать троллейбусы, велосипедные колеса и весла для академической гребли.

Однако сегодня отрасль вновь набирает обороты. Будучи важнейшей частью комплекса высокотехнологичных предприятий бывшего Советского Союза, украинская космическая промышленность может развиваться только при условии тесного сотрудничества с другими странами. Сегодня наша страна имеет 3 вида современных ракет-носителей: «Зенит», «Днепр» и «Циклон-3». Их используют для своих запусков не только россияне, но и американцы, и европейцы.

Украина примет непосредственное участие в освоении Россией дальнего космоса. Наша ракета «Зенит» уже в этом году выведет на высокую эллиптическую орбиту спутник «Спектр-Р». А специалисты из Национального центра управления и испытаний космических средств в Евпатории вместе с московскими специалистами будут участвовать в обслуживании космического аппарата.

В мире начинается новый виток космической гонки. Россияне планируют пилотируемые полеты на Луну и Венеру, американцы собираются лететь на Марс. Французская космическая программа также предусматривает запуск человека в космос и освоение околоземного пространства. Украинские предприятия стремятся получить доступ к госзаказам иностранных государств (в первую очередь России). И цель эта достижима, если учитывать высокий авторитет украинских ракет-носителей.

В запасе у КБ «Южное» есть уникальный ракетный блок для лунного модуля. Он способен посадить на спутник Земли пилотируемый спускаемый аппарат и затем вновь стартовать на окололунную орбиту. Эта разработка не устарела, она просто не была использована в свое время. Уникальный двигатель, прошедший испытания в космосе, вполне может быть востребован участниками новой лунной эпопеи.

Бизнес на запусках

В состав Национального космического агентства Украины входит 30 предприятий, а бюджет самых крупных из них — КБ «Южное» и завода «Южмаш» — зависит от госзаказов всего на 15%. Остальное дают коммерческие запуски ракет в рамках международных программ.

Стабильную работу космической промышленности Украины может обеспечить кооперация с западными компаниями. Это необходимое условие диверсификации заказов для украинских предприятий, включая КБ «Южное» и «Южмаш». Один из наиболее перспективных проектов — «Морской старт». В нем помимо украинской стороны участвуют россияне (НПО «Энергия»), американцы (корпорация Boeing), норвежцы (фирма Kvirner). Доля КБ «Южное» в уставном капитале Sea Launch составляет 5%, завода «Южмаш» — 10%. Предприятие «Морской старт» было основано в 2000 году с уставным капиталом в 100 млн долларов. Украинцы инвестировали в него 15 млн, и затраты полностью себя оправдали. Сегодня в рамках «Морского старта» совершен двадцать один пуск, из которых только один оказался неудачным. Суммарный доход днепропетровских КБ и завода составил около 400 млн долларов.

Одно из конкурентных преимуществ «Морского старта» заключается в том, что его пусковые платформы выплывают точно на экваториальную линию, где вращение Земли помогает ракете набрать первую космическую скорость с минимальным расходом горючего. Космодром Куру во Французской Гвиане, где стартует главный конкурент украинских ракетоносителей — ракета «Ариан», разработанная Европейским космическим агентством, расположен на шесть градусов севернее экватора. Однако главным преимуществом украинских ракетоносителей является высокая точность, с которой спутники выводятся на круговые и геостационарные орбиты. Если спутник выведен на орбиту неточно, время его жизни может сократиться на два-три года. Поскольку создание спутника связи в среднем обходится в 100 млн долларов и столько же — его запуск, сокращение срока эксплуатации сильно бьет по карману заказчиков. У «Морского старта» на 2007 год уже есть 7 заказов, по которым спутники запускаются при помощи украинских ракет «Зенит».

В консорциуме «Морской старт» американцам отведены функция поиска клиентов и интеграция их спутников с ракетой-носителем «Зенит». Рынок спутников связи во всем мире бурно развивается. Это и сателлиты, обеспечивающие высококачественное цифровое телевидение Direct TV, и ХМ Radio, транслирующее стереофоническую музыку на стационарные приемники и мобильные телефоны. Изготовление каждого спутника — минимум половина стоимости всего заказа. Только недавно днепропетровцы впервые получили иностранный заказ на создание и запуск египетского спутника EgyptSat-1, который будет выведен на орбиту в этом году с Байконура ракетой «Днепр».

С 2006−го по 2015 год объем рынка одноразовых ракет-носителей составит примерно 46 млрд долларов. В космос отправят около 800 партий коммерческих, военных и научных грузов. Для их доставки на орбиту потребуется 680 ракет различных типов. В ближайшее десятилетие 78% рынка пусковых услуг будет принадлежать Европе, России, США и Украине. Остальные 22% — Китаю, Индии, Японии, Израилю и другим странам. Участвовать в распределении этих заказов выгодно и престижно.

«Сатана» нас сближает

В новой украинской космической программе на 2007–2011 годы, которая сейчас проходит этап согласований, не заложены средства на разработку боевых программ, хотя именно они всегда были главным козырем украинской космической отрасли. По словам руководителя Национального космического агентства и бывшего директора «Южмаша» Юрия Алексеева, КБ «Южное» традиционно работало над боевыми ракетами. «Зенит» — боевая космическая ракета, «Циклон» и «Днепр» — это конверсионные версии боевых ракет. Отрасль создавалась и развивалась исключительно в военных целях. КБ «Южное» — создатель одной из лучших боевых ракет в мире. Ракеты РС-20 стали ночным кошмаром разработчиков американской системы противоракетной обороны. В завершающей стадии баллистической траектории SS-18 делится на десять независимых боеголовок, накрывающих ядерным зонтиком военные и промышленные объекты на территории противника. Чтобы сбить с толку вражеские радары, ракета выбрасывает в воздух более сотни надувных шаров, покрытых алюминиевой пудрой, полмиллиона дипольных отражателей и станции активных радиопомех.

Прошло более 20 лет с тех пор, как РС-20 были поставлены на вооружение в СССР, а «Сатана» осталась все еще непревзойденной: в мире нет столь совершенной межконтинентальной баллистической ракеты. Существующие аналоги лишь приближаются по своим техническим характеристикам к РС-20, но окончательно проигрывают по соотношению цена—качество. А вопрос цены зачастую играет ключевую роль, когда страна выбирает, какие боевые ракеты поставить на вооружение.

И если когда-нибудь США удастся реализовать программу звездных войн (развертывание системы противоракетной обороны, включающее создание военных спутников, способных сбивать межконтинентальные баллистические ракеты), SS-18, чей корпус защищен от лазерных лучей орбитальных платформ, останется почти такой же неуязвимой. Эти ракеты до сих пор стоят на боевом дежурстве в РФ. Номинальный срок их службы истек и может быть продлен максимум на пять-семь лет.

Сегодня на вооружении российской армии находится более 100 тяжелых ракет РС-20, составляющих основу ядерной мощи России. Эти ракеты уже готовят к списанию; на замену им должны прийти комплексы «Тополь-М» российского производства — менее мощные ракеты, не имеющие разделяющихся боеголовок индивидуального наведения. В начале 2006 года между Украиной и Российской Федерацией был подписан договор о продлении срока эксплуатации ракетного комплекса 15П118М (пусковые установки для РС-20). Это соглашение может стать первым шагом к возобновлению масштабного военно-технического сотрудничества между нашими странами. Несмотря на прохладное отношение России к оборонно-промышленной кооперации с Украиной, есть ряд взаимовыгодных направлений, которые стоит развивать. Среди них — использование станций предупреждения о ракетном нападении, полигона для подготовки пилотов авианосцев (научно-испытательский тренировочный комплекс авиации НИТКА), модернизация украинских средств ПВО и парка боевой авиации с привлечением российских КБ и заводов.

Вся техническая документация и производство большинства основных компонентов РС-20 сосредоточены на КБ «Южное» и «Южмаше». Закупка сотни ракет у «Южмаша» может обойтись россиянам в сумму около 300 млн долларов. Это немалые деньги, но на разработку собственных ракет такого класса им пришлось бы затратить средств гораздо больше. Чтобы создать полноценную замену ракетам РС-20, Россия должна будет инвестировать миллиарды долларов. Кроме того, если она откажется от закупки ракет в Украине (естественно — на эксклюзивных правах), «Южмаш» может предложить их другим странам. Для России это недопустимо.

Ненужный выбор

Присоединение Украины к военно-политическим блокам может помешать планам развития национальной космической отрасли с использованием кооперации с Россией и странами Запада. Интересы национальной безопасности стран, с которыми сотрудничает «Южное», в таком случае возьмут верх над коммерческими соображениями, и совместные проекты будут прекращены. Стратегия неприсоединения к военным блокам была главным фактором удержания интереса к украинской космической промышленности Запада и России

Каждый новый гендиректор «Южмаша», включая бывшего президента Леонида Кучму, рассуждает примерно так: «Если Украина вступит в НАТО, Россия откажется от наших работ по техобслуживанию ракет РС-20 и перекроет нам доступ к своим стартовым площадкам. Если мы примкнем к военному альянсу РФ, Белоруссии и Казахстана, США заблокирует наши совместные разработки с Boeing и отобьет у нас всех клиентов на коммерческие запуски спутников».

Стратегия неприсоединения к военным блокам, которую Украина проводила все годы независимости, была главным фактором удержания интереса к отечественной космической промышленности Запада и России. Вступление Украины в НАТО автоматически будет означать конец украино-российскому сотрудничеству в этой сфере. Предполагаемое вступление в ЕС, напротив, горячо поддерживается руководством «Южного». В этом случае КБ и завод автоматически становятся членами Европейской космической ассоциации и получают право бороться за выгодные европейские космические заказы. При этом такое членство никак не противоречит концепции национальной безопасности соседних с Украиной стран.

Виталий Крюков

"Эксперт Украина" #41 (90)

http://archive.expert.ru/ukraine/06/06-41-90/data/41-kosmicheskie_rakety.htm

23 октября 2006

В ракетном цехе завода «Южмаш»

Стоящий на вооружении России «Сатана» из Днепропетровска

На світлинах: Руководитель Информационно-аналитического центра «Спейс-Информ» Николай Митрахов. В ракетном цехе завода «Южмаш». Ракета стоящего на вооружении в России комплекса РС-20 Б «Воевода» («Сатана») из Днепропетровска.