Друк
Розділ: Партнерство

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской ФедерацииНакануне Дня независимости Украины редакция газеты «Украинские вести» встретилась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Российской Федерации Олегом Алексеевичем ДЁМИНЫМ.

- Господин посол, сегодня вы впервые выступаете в нашей газете. Читателям «Украинских вестей» очень интересно узнать, какие шаги были сделаны в укреплении российско-украинских отношений за время Вашего пребывания в нашей стране?

- Я работаю в Москве 4 месяца. За это время прошло много встреч, контактов, и я убедился в том, что в России нет людей безразличных к тому, что сейчас происходит в Украине, в украинско-российских отношениях, а главное – есть заинтересованность эти отношения налаживать. Это подтверждают слова Владимира Владимировича Путина, сказанные при вручении мною верительных грамот. Он подчеркнул не только приоритетность наших отношений, но и то, что они развиваются в прагматичной плоскости и являются примером добрососедского сотрудничества.

Экономические отношения на огромных просторах наших стран складывались десятками, а то и сотнями лет. За 15 лет независимости произошло очень много событий, заключены важные, базовые межгосударственные документы, осуществлено много серьезных проектов, намечены перспективные пути сотрудничества. Но и проблем накопилось немало. Есть над чем работать посольству, правительствам наших стран, всем структурам власти Украины и России. Наша цель — сделать все, чтобы были максимально удовлетворены интересы Украины, Российской Федерации, чтобы народы 2-х стран были довольны состоянием наших отношений.

Прежде всего, это – решение экономических задач, над которыми работают посольство Украины и торгово-экономическая миссия: энергетика, вопросы военно-технического, научного, гуманитарного сотрудничества, культуры – одним словом все, что является перспективным для наших стран, сближает и объединяет наши народы.

Многие инструменты, используемые с этой целью, еще не в полной мере эффективно функционируют. В том числе Межгосударственная комиссия, которую возглавляют наши президенты. Но пауза, которая была связана с формированием в Украине органов власти, правительства, парламента, уже подошла к концу и сейчас появилась возможность с новым импульсом продолжить выстраивать наши отношения для решения всех накопившихся проблем. В этом отношении роль посольства, всей дипломатической миссии очень ответственна, и я надеюсь, что мы будем с честью ее выполнять.

- Россия и Украина всегда были, есть и будут дружественными странами. Президенты и другие представители элит наших стран продолжают развивать стратегическое партнерство и сотрудничество в области экономики, науки, культуры. Что Вы можете сказать о первом полугодии 2006 года? Каковы его итоги?

- Отношения между Украиной и Россией являются предметом внимания не только наших стран, но и практически всех стран мира. По тому как Украина и Россия строят свои отношения, судят в целом о ситуации в СНГ, о ситуации на постсоветском пространстве и о том, как обстоят дела людей, которые имеют отношение к славянской культуре.

Если рассматривать в целом, торгово-экономические отношения между нашими странами за первое полугодие 2006 года в общем не ухудшились. Есть проценты прироста экспорта и импорта. Но это характерно не для всех направлений. В этом году вступили в очень серьезные конфликты наши сельхозпроизводители и сельхозпотребители. Было введено эмбарго на поставку украинской мясомолочной продукции. В этом конфликте много и субъективных и объективных причин. На мой взгляд, основная проблема – в отсутствии постоянного диалога и постоянных контактов между нашими специалистами. Нет ничего удивительного в том, что сегодня конкуренция товаров Украины, России и европейских стран с каждым годом ужесточается и в дальнейшем будет чувствоваться еще острее. Это нормальный, естественный процесс. Мы знаем, что и Украина, и Россия готовятся к вступлению в ВТО для того, чтобы цивилизованными методами бороться за свое место под солнцем. И здесь главное, чтобы эти условия и конкуренция были для всех одинаковыми. К сожалению, сегодняшний уровень переговоров между нашими субъектами, между Министерством аграрной политики Украины и Министерством сельского хозяйства России оставляет желать лучшего. Есть надежда, что недавно сформированное правительство Украины, в том числе и Министерство аграрной политики Украины, смогут перевести эти переговоры в более конструктивное русло, чтобы более конкретно и оперативно реагировать на вопросы, которые возникают у российской стороны. Считаю, что бороться за место на российском рынке должны более "продвинутые" украинские производители, имеющие международное признание, продукция которых не подвергается каким-то замечаниям со стороны потребителей. В этом случае и проблема будет решена.

Что касается других направлений, а это и вопросы поставки продукции украинской металлургии, и вопросы других товарных потоков, то их тоже необходимо более активно развивать. Здесь многое будет зависеть от активности и эффективности Комитета по экономическому сотрудничеству, который возглавляют Виктор Янукович и Михаил Фрадков. Предметный, деловой диалог в этом Комитете будет проходить совершенно прозрачно и открыто. Мы имеем все возможности для увеличения нашего товарооборота и ускорения экономического сотрудничества. Нам необходимо еще раз проанализировать наши внутренние рынки, как они могут взаимовыгодно сотрудничать, причем без всякого политического подтекста. Это касается и российской продукции в Украине, будь то продукты питания, рыба или продукция машиностроения – все то, что вызывает интерес в Украине.

Самое главное для нас – это экономическая выгода и создание новых рабочих мест, которые возникают в результате сотрудничества. Например, еще в советское время некоторые заводы по переработке молочной продукции в Украине строились с расчетом поставки продукции в Сибирь и на Дальний Восток. Они и сегодня успешно работают. Но, к сожалению, нередко приходится переориентировывать направление продаж в другие страны.

- А как сегодня осуществляется приграничное сотрудничество?

- Это, кстати, продолжение предыдущего примера. Многие предприятия по переработке сельхозпродукции размещены в приграничных территориях. Думаю, что приграничная торговля должна быть вынесена в отдельную структуру. Во всем мире существует понятие приграничной торговли, и эта категория торговых отношений имеет свои особенности. В эти особенности входят более упрощенное пересечение границы, кооперация по производству товаров за счет местного сырья и ресурсов приграничной зоны и другое. Если мы мысленно пройдем вдоль украинско-российской границы, то увидим, что в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, производят вина, в Запорожской, Донецкой и Ростовской областях есть шахты и металлургические предприятия, которые тесно сотрудничали во времена СССР.

Если затронуть проблемы энергетических контактов, то существует целая система взаимоперетоков электроэнергии. В свое время существовал так называемый энергоостров в Украине, куда заходила электроэнергия из России. С другой стороны – было выгодно, чтобы часть электроэнергии с Украины поступала, скажем, на Кавказ или в Ростовскую область. Со времен Советского Союза в приграничных территориях отлажено взаимодействие, которое надо развивать. Это выгодно обоим государствам, а главное – людям.

- Но многие законы о приграничном сотрудничестве еще не приняты?

- В том широкоформатном договоре, который подписан в 1997 году, прописана специальная статья, которая предусматривает развитие межрегионального и приграничного сотрудничества. К сожалению, на сегодня эти законы так и не приняты и в полной мере не прописаны. Думаю, что в этом больше политических причин. Украинские и российские губернаторы приграничных территорий неоднократно выступали за ускорение принятия законов о приграничном сотрудничестве. Это законодательство принимается нашими парламентариями, а там в свою очередь, к сожалению, почему-то не спешат. Видимо, нет должной активности среди региональных представителей в Верховной Раде и представителей приграничных субъектов федерации в Государственной Думе России.

Более того, существует Совет руководителей приграничных территорий Украины и России. Но сегодня он в основном выполняет презентационную функцию. Проводятся выставки, экономические форумы, встречи на культурном, гуманитарном уровнях. Этот Совет не является субъектом законодательных инициатив, это организация общественная. Пожалуй, одна из задач Посольства Украины в России — придать новый импульс работе этого Совета. Кстати, Партия регионов, которая имеет сегодня существенный вес в Верховной Раде и своего премьер-министра, обещала избирателям ускорить решение вопросов приграничного сотрудничества.

- За 15 лет независимости каждый из президентов хотел вывести Украину на новый виток развития, а самое главное – улучшить социальный уровень своего народа. Что в этом направлении делает господин Ющенко?

— Свою судьбу определяет сам народ. Он является носителем власти. В свое время народ выбрал Леонида Кравчука, потом Леонида Кучму, а сейчас Виктора Ющенко. При своем выборе он искренне считал, что именно этот президент воплотит все чаяния, планы и мечты народа. Я уверен, что у каждого из этих президентов было естественное желание – служить Украине, украинскому народу.

Думаю, что у Виктора Андреевича Ющенко есть абсолютно искреннее желание вывести Украину на современный мощный виток развития, тот, которого она достойна. Многое будет зависеть от того, как мы сами будем работать с президентом. Если система президент-парламент-правительство сработает, а мы в этом абсолютно уверены, то выиграют все: Украина, демократия, народ, в конце концов, выиграют и все наши соседи, а Россия – в первую очередь.

То политическое размежевание между востоком, западом и югом, которое проявилось в последнее время, можно преодолеть только совместным трудом, совместным доверием к власти, умением руководства страны осуществить то, что оно обещало народу на выборах.

У нас крепкое правительство, в котором работают профессионалы, прошедшие хорошую управленческую школу, имеющие большой опыт. Я бы назвал его – правительство патриотов. Дальнейшее развитие страны будет зависеть и от президента, и от премьера, и от власти на местах. И, конечно, от поддержки всего украинского народа.

- Какие положительные сдвиги произошли в Украине за 15 лет?

- За последние 15 лет Украина прошла путь очень большой и в то же время очень маленький. Надо осознавать, что в отличие от России Украина не имела опыта государственности. Опыт Запорожского казачества, опыт правления времен Богдана Хмельницкого нельзя рассматривать как созидательный. Это было неспокойное время, когда больше воевали за свободу, за волю. А страна и государство начинают реализовываться и служить народу как институт только тогда, когда создаются условия для развития экономики, торговли, науки, культуры, то есть более полно, когда формируются общечеловеческие и общегосударственные ценности. Вы скажете, что Украина имела Конституцию Украинской ССР. Да, но эта Конституция была полным отражением Конституции Советского Союза. Так что нам пришлось формировать государственные институты практически с нуля. Ушло пять лет на разработку и принятие Конституции. В этом году мы праздновали уже 10-летие принятия Конституции. Реформирование местной власти происходило гораздо быстрее.

Раньше было централизованное управление экономикой, которое осуществлялось из Москвы по всей территории Советского Союза, в том числе и в Украине. Украина в советское время была не только житницей Советского Союза. В ней была сосредоточена колоссальная часть промышленного, военного, технического, научного, стратегического потенциала Союза. Казалось, мы получили независимость, отрезали этот огромный ломоть промышленного потенциала, чтобы успешно развиваться дальше. Но система управления всем этим «пирогом» из Киева не предусматривалась. Архивы, документация, учетные данные по многим предприятиям, которые работали в Украине, остались в Москве. Проблема существовала и в финансовых потоках, в системах управления внешнеэкономической деятельностью. Даже сейчас некоторые украинские предприятия поставляют на экспорт свою продукцию через московские фирмы, потому что эти фирмы остались на прежнем, союзном, уровне известности. Все это надо было перестраивать. Нам пришлось выстраивать практически с нуля свою систему управления, систему подготовки кадров, систему взаимозаменяющих технологий, по-новому выстраивать взаимоотношения на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо было налаживать свою кооперацию. Но все-таки Украина за эти годы возродила свою промышленность.

То же самое касается сельского хозяйства. Реформа коснулась транспорта: железнодорожного, авиационного, трубопроводного, автомобильного, а также таких областей, как образование, культура, наука. В рамках отдельного государства надо было по-новому решать социальные вопросы, провести пенсионную реформу. Замечу, что сегодня средняя пенсия в Украине не ниже российской. Пожалуй, это те главные достижения, которые произошли в Украине за 15 лет. У нас созданы свое законодательство, своя Конституция, своя структура власти, отличная от российской, своя система безопасности, своя армия.

Что касается реформы коммунального хозяйства, здесь Украина, на мой взгляд, пошла дальше России. Тарифы коммунальных платежей в большей мере соответствуют стоимости коммунальных услуг. Мы вынуждены были пойти на это. Украинцам приходится больше платить за газ, электроэнергию, чем россиянам. Это связано со стоимостью энергоресурсов, которые получаем из других стран. Украина только на 30 процентов может обеспечить себя энергоресурсами.

К слову, во времена Советского Союза газообеспечение европейской части Союза начиналось с Украины. Под Харьковом было открыто грандиозное месторождение газа, откуда шел газопровод в Москву, в Киев, Варшаву, Прагу, обеспечивающий всю европейскую часть. Это месторождение существует сегодня, но за 50 лет оно значительно истощилось. Сейчас начинают осваиваться новые месторождения в Крыму, в Луганской и в других областях. Но их разработка очень дорогостоящая и требует длительного времени.

Проблема с энергоресурсами заставила нас серьезно заняться энергосберегающими технологиями. Одна из задач правительства — снизить потребление энергоресурсов с точки зрения эффективности их использования. В этом направлении уже реализуется целая государственная программа.

- Олег Алексеевич, что бы Вы хотели пожелать в День независимости народу Украины и их соотечественникам, проживающим в России?

- Начну с того, что праздничныемероприятия пройдут в Российской Федерации – в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Владивостоке, во всех городах, где проживают украинцы.

Я хочу пожелать своим соотечественникам благополучия, счастья, дальнейшего развития отношений между нашими странами, уверенности в том, что украинцы, которые проживают в России, всегда будут чувствовать себя комфортно, смогут развивать свою культуру, учить родной украинский язык и обучать ему своих детей. Уверен, что так же будут чувствовать себя русские, живущие в Украине.

Два дружественных государства должны сделать все возможное, чтобы наши экономики, развиваясь сами, способствовали взаиморазвитию, дополняли друг друга. Чтобы каждый из нас был в два раза богаче – потому что мы приобщены к двум взаимообогащающимся культурам, к двум языкам. Отношения между Украиной и Россией должны быть примером для всего мира. Об этом искренне говорят наши президенты. Этого искренне хотят наши народы. И это будет наилучшим пожеланием всем нам в любой из наших праздников.

Ольга КЛИМАШЕВСКАЯ  

«Украинские вести»

№10 (40) от 15 августа 2006 года

www.mdn.ru/cntnt/nachionalnie_smi_v_moskve/gazeti1/gazeta_ukrainskie_vesti

Наша справка:

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации

ДЁМИН Олег Алексеевич

Родился 1 августа 1947 г. в с. Лопатино Тульской области, Россия, в семье военнослужащих.

Образование высшее, в 1971 г. закончил Харьковский институт радиоэлектроники, инженер-радиофизик, в 1983 г. – ВПШ при ЦК КПУ, в 1999 г. – Институт переподготовки кадров Минпромполитики Украины, экономист. Кандидат экономических наук.

В 1965-1966 гг. – токарь Харьковского завода «Серп и молот».

В 1966-1969 гг. – электрослесарь, в 1969-1971 гг. – секретарь комитета  комсомола Харьковского трамвайно–троллейбусного управления.

В 1971-1976 гг. – 2-й секретарь, 1-й секретарь Коминтерновского РК ЛКСМУ г. Харькова.

В 1976-1979 гг. - 2-й секретарь, 1-й секретарь Харьковского ГК ЛКСМУ.

В 1979-1986 гг. - 2-й секретарь Коминтерновского РК КПУ г. Харькова.

В 02.-07.1986 г. - заместитель генерального директора Харьковского ВО "Стройгидравлика".

В 1986-1988 гг. - 1-й секретарь Коминтерновского РК КПУ г. Харькова.

В 1988-08.1991 гг. - 2-й секретарь Харьковского ГК КПУ, секретарь Харьковского ОК КПУ. Занимал руководящие должности на некоторых предприятиях Харькова.

До 05.1994 г. - вице-президент Украинско-Сибирской инвестиционной корпорации "Укрсибинкор" (г. Харьков), президент фонда "Перспектива ХХІ".

В 05.1994-07.1996 гг. - заместитель Председателя ВР Украины.

В 08.05.-08.1996 гг. – исполняющий обязанности председателя, в 08.08.1996-27.10.2000 гг. - председатель Харьковской облгосадминистрации.

В 1994-1998 гг. - народный депутат Украины. Член Комитета по вопросам бюджета. Член группы "Конституционный центр".

Избран народным депутатом Украины 3 созыва, с 03.1998 г. cнял кандидатуру.
С октября 2000 г. по январь 2005 г. - первый заместитель Главы Администрации Президента Украины.

21 марта 2006 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в РФ.

В 2003-2005 гг. – председатель Наблюдательного совета Ощадбанка Украины.

Президент Федерации плавания Украины, член исполкома НОК Украины.

Член Народно-демократической партии, с апреля 2005 г. – заместитель Председателя НДП.

Награжден орденами: "За заслуги" ІІІ, II ст., князя Ярослава Мудрого V ст.

Лауреат Государственной премии Украины.