Друк
Розділ: Об’єднання українців Росії
Верховний Суд РФ
Верховний Суд РФ

18 мая 2012 года, г. Москва

Верховный Суд РФ в составе:

судьи Верховного Суда РФ: Н.С. Романенкова

при секретаре: В.О. Александрове

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России».

Судебное заседание открыто в 10 часов 00 минут.

Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

Проверяется явка лиц, вызванных в судебное заседание, а также полномочия должностных лиц, их представителей.

В судебное заседание явились:

Представители заявителя Министерства юстиции Российской Федерации Соловых Оксана Геннадьевна, Дьячкова Татьяна Юрьевна - доверенности представлены в судебном заседании.

Председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Тарас Николаевич - паспорт представлен в судебном заседании.

Представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев Алим Александрович - доверенность представлена в судебном заседании.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы.

Отводов нет.

Участникам процесса разъясняются их процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.35 ГПК РФ.

Права и обязанности ясны.

Председательствующий опрашивает участников процесса об имеющихся у них ходатайствах.

Ходатайство представителя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулева A.A.:

Прошу суд отложить настоящее судебное разбирательство сроком на два месяца в связи с тем, что причиной приостановления данного дела было рассмотрение нашего заявления поданного в Замоскворецкий районный суд г. Москвы о признании незаконным предупреждения Минюста России. Мы прошли две судебные инстанции и в конечном итоге 2 апреля 2012 г. мы подали кассационную жалобу в Президиум Мосгорсуда по новым правилам. В связи с этим, т.к. решение Замоскворецкого районного суда от 30 сентября 2011 г., вступившее в законную силу 16 февраля 2012 г. может быть положено в основу решения Верховного Суда Российской Федерации и может быть отменено в Президиуме Мосгорсуда, прошу суд отложить разбирательство настоящего дела до рассмотрения нашего дела в Мосгорсуде.

Также мы просим отложить судебное заседание по следующим основаниям.

Основным мотивом, по которому Минюст России обратился в суд для ликвидации нашей организации, является выявленные недостатки в уставе Организации, а также иной деятельности.

28 февраля 2012 г. был создан внеочередной съезд для устранения этих недостатков, а также Организация принимала и иные меры для устранения выявленных недостатков в частности 21 мая 2011 г. Организацией был созван внеочередной съезд и были приняты соответствующие решения, но в связи с юридически-техническими недостатками проведения самого съезда, а также, принятых на нем решений регистрация новой редакции Устава не прошла в связи с этим мы созвали вновь внеочередной съезд, который планируется провести 26 мая 2012 г. Соответственно на нем будут также представлены все необходимые документы по составу, членам, участникам протоколам делегатов от региональных отделений, а так же их членов и юридических лиц, которые являются членами Организации.

В соответствии с установленным конституционно-правовым смыслом процедура принудительной ликвидации юридического лица установлена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 г. № 14-П и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 49-Г 10-86 и указано, что ликвидация юридического лица в качестве принудительной меры может быть осуществлена для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц. При этом как указал Верховный Суд Российской Федерации в упомянутом определении, если выявленные недостатки имеют характер устранимости общественная организация, не может быть ликвидирована лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Наша Организация принимает меры к устранению недостатков и созвала внеочередной съезд для устранения этих недостатков.

Ходатайство председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Как вновь избранный Председатель ОУР с 21 мая 2011 года, изучив суть возникшей проблемы, я понимаю и оцениваю допущенные бывшим руководством организации и прежде всего гражданином Семененко В.Ф. нарушения Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Вместе с тем, Организация представляет интересы одной из наиболее многочисленной национальностей Российской Федерации - украинцев, которых в настоящее время, согласно официальной переписи населения, в России проживает более 2 миллионов. Эти люди являются законопослушными гражданами и патриотами Российской Федерации. Они, как и многие другие народы нашей страны, изъявили желание иметь свою общероссийскую организацию. По моему мнению, такая мера как ликвидация одной из самых многочисленных общественных организаций не является необходимой для защиты конституционно значимых ценностей России и восстановления верховенства закона, тем более, что все нарушения, выявленные плановой проверкой еще в 2009 году, связаны, в основном, с деятельностью одного человека. Необходимо также учесть, что во всех судебных слушаниях Семененко В.Ф. подчеркивал, что его публичные выступления ни в коей мере не имеют отношения к уставной деятельности Организации. Не существует ни одного решения Правления Организации, которое бы уполномочивало Семененко В.Ф. выступать от имени Организации и делать определенного содержания заявления.

От имени Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России», прошу Вас предоставить время для устранения выявленных плановой проверкой нарушений в деятельности Организации и не исключать ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Обсуждается заявленное ходатайство.

Мнение председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Поддерживаю ходатайство представителя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулева A.A.

Мнение представителя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулева A.A.:

Поддерживаю ходатайство председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.

Мнение представителя заявителя Минюста России Соловых О.Г.:

Минюст России возражает против удовлетворения заявленных ходатайств, в связи с тем, что, во-первых, 30 сентября 2011 г. Замоскворецким районным судом г. Москвы было принято решение об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании предупреждения. Соответственно Организация обратилась в Мосгорсуд об обжаловании данного решения и 16 февраля 2012 г. данное решение Замоскворецкого районного суда было оставлено в силе, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Что касается созыва Организацией съезда по устранению нарушений, то нарушения у Организации были выявлены в 2009 г. и у Организации было достаточно времени, чтобы устранить нарушения, которые были выявлены в ходе проверки.

Те документы, которые Организация пыталась представить, не соответствует действующему законодательству, а в последний раз, когда в Минюст России были поданы документы, в них были выявлены замечания не только по процедуре проведения съезда, но и по уставу Организации, который был представлен на регистрацию.

Также следует учесть, что Организацией было предоставлено достаточно времени для устранения выявленных в ходе плановой проверки нарушений.

Мнение представителя заявителя Минюста России Дьячковой Т.Ю.:

Заявленные ходатайства не подлежат удовлетворению, по названным моей коллегой основаниям.

Обсудив заявленные ходатайства, выслушав мнение участвующих в деле лиц, суд, совещаясь на месте, определил: заявленные ходатайства представителей Организации об отложении слушания дела в связи с подачей жалобы в Президиум Мосгорсуда на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы и проведением Организацией в мае 2012 г. ее съезда оставить без удовлетворения.

Других ходатайств нет.

Докладываются материалы дела.

Дело доложено.

Представители Минюста России Соловых О.Г., Дьячкова Т.Ю.:

Поддерживаем заявленные требования.

Председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

С заявленными требованиями не согласен.

Представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев А.А.:

С заявленными требованиями не согласен.

Слово для дачи объяснений предоставляется представителю Минюста России Соловых О.Г.:

Общероссийская общественная организация «Объединение украинцев России» создана на учредительной конференции 15 мая 1992 г. как Объединение украинцев России девятью учредителями - физическими лицами.

Минюстом России принято решение о государственной регистрации 18 марта 1994 г., учетный № 2167.

23 апреля 1999 г. на Конференции Организации была утверждена новая редакция Устава, которая зарегистрирована Минюстом России 28 июля 1999 г.

Ныне действующий устав Организации утвержден на Конгрессе 10 апреля 2005 г. и зарегистрирован Федеральной регистрационной службой 30.01.2006 г.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 07.02.2003 г. за ОГРН 1037739495640.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.07.2009 г. № 223 «О проведении плановой проверки Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» в период с 10.08.2009 г. по 29.08.2009 г. Министерством юстиции Российской Федерации, проведена плановая проверка соответствия деятельности Организации уставным целям и действующему законодательству, по результатам которой составлен акт от 07.09.2009 г.

В результате проведения проверки было установлено, что в нарушение пункта 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации Организацией не соблюдаются положения действующего законодательства и собственного устава, а именно,

В нарушение статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», которая устанавливает, что членами общественного объединения являются физические и юридические лица - общественные объединения, согласно представленному списку членами Организации являются: некоммерческая организация Украинский благотворительный фонд «Довіра», автономная некоммерческая организация «Украинский культурный центр».

В нарушение статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, которая устанавливает, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение. Организацией не представлены документы, подтверждающие ведение в Организации учета ее членов.

В нарушение статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, которая определяет, что под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации, Организацией представлен список на 41 региональное отделение. В списке в качестве отделений указаны самостоятельные общественные объединения - общество «Батьківщина», общество «Блакитна Десна», общество «Пролісок», общество украинской культуры «Мрія», региональный центр украинцев «Дніпро», «Центр национальной культуры украинцев Зауралья «Ясень», общество «Украина Сейм», украинское землячество «Дніпро», землячество украинцев Поволжья, «Кинвская Русь», общество украинской культуры «Промінь» (Луч), общество«Світанок» (Рассвет), украинское общество «Криниця». Таким образом, Организация не подтверждает свой общероссийский статус.

В нарушение статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которая устанавливает избрание членов руководящего органа общественного объединения квалифицированным большинством голосов, уставом Организации не предусмотрено избрание руководящего органа - Совета квалифицированным голосованием.

В нарушение статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, которая устанавливает, что членами общественного объединения могут быть иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации пункт 4.1 устава Организации предоставляет право быть членами Организации иностранным гражданам без ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ.

На основании выявленных нарушений, руководствуясь положениями ст. 42 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Минюстом России в адрес Организации было вынесено представление от 14.09.2009 г. № 15/11420-ЮЛ, обязывающее устранить выявленные нарушения в срок до 1 ноября 2009 г.

Акт проверки Организации и выявленные при этом нарушения Организацией оспорены не были.

Указанные в представлении нарушения Организацией не были устранены в установленный срок.

На основании вышеизложенного, по основаниям, предусмотренным ст. 42 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Министерство юстиции Российской Федерации своим распоряжением от 19.11.2009 г. № 4581-р приостановило деятельность Организации на срок до 2 мая 2010 г.

Решение Минюста России о приостановлении деятельности Организацией не было обжаловано в судебном порядке.

21. 12. 2009 г. в Минюст России Организацией была представлена информация об ознакомлении с актом проверки, а также сообщено о принятии мер по устранению других недостатков. Однако документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверки нарушений, Организацией представлены не были.

16. 03. 2010 г. Организацией была повторно представлена в Минюст России информация на акт проверки от 07.09.2009 г., согласно которой Организация учла замечания Минюста России и обязуется в дальнейшем требования действующего законодательства не нарушать. Однако, в представленных Организацией решениях Правления от 12.09.2009 г. о ликвидации и создании ее региональных отделений, о приеме в члены и исключении из членов Организации в нарушение пункта 25 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 96, отсутствуют сведения о лицах, присутствовавших на данных заседаниях, а также сведения о результатах голосования. В связи с чем невозможно установить его правомочность в соответствии с пунктом 5.5 Устава.

Кроме того, согласно решению Правления от 12.09.2009 г. в члены Организации приняты: Центр украинской культуры. Центр украинской культуры «Горлиця» им. Анатолия Криля, Региональная общественная организация «Украинский культурно-просветительский центр «Родина» (Семья), Культурно-просветительское общество «Украинская родина» («Украинская семья»).

Вместе с тем Региональная общественная организация «Украинский культурно-просветительский центр «Родина» (Семья) не является юридическим лицом, что свидетельствует о нарушении Организацией статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ.

В нарушение статьи 43 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ сопредседатель Организации Семененко В.Ф. 04.01.2010 г. от имени Организации принял участие в публичном выступлении в прямом эфире радиостанции «Радио Свободы», 27.04.2010 г. от имени Организации принял участие в программе «Свобода мысли» в эфире 5-Канала.

В связи с вышеизложенными нарушениями Минюстом России в адрес Организации 11.11.2010 г. за № 15/124094-АФ в соответствии со статьями 38, 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» было вынесено письменное предупреждение.

Однако вышеуказанное предупреждение вернулось с отметкой почты «выбытие адресата».

Исходя из выше сказанного, следует, что в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05,1995 г. № 82-ФЗ Организацией не представлены необходимые документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе Организации.

Таким образом, несмотря на письма Организации, в которых она сообщает об устранении нарушений установлено, что Организацией не устранены нарушения послужившие основанием для приостановления ее деятельности. Кроме того, Организацией нарушены положения статей 6, 29, 43 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ. В течение установленного срока приостановления деятельности Организация не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, и не представила надлежащих документов по их устранению, что в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации Организации в судебном порядке.

Таким образом, Организацией неоднократно и грубо были нарушены положения Конституции и законодательства Российской Федерации, а также в течение установленного Минюстом России срока не были устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности. Указанные нарушения в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» являются основаниями для ликвидации Организации в судебном порядке.

Вынесенное в адрес Организации предупреждение в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» было обжаловано Организацией в Замоскворецком районном суде г. Москвы, которым было вынесено решение о том, что данное предупреждение вынесено Минюстом России законно, соответственно, Организацию не устроило данное решение и оно было обжаловано в Мосгорсуд и 16 февраля 2012 г. данное решение было оставлено без изменения.

На основании изложенного, Минюст России просит ликвидировать Общероссийскую общественную организацию «Объединение украинцев России» и ее структурные подразделения с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Слово для дачи объяснений предоставляется представителю Минюста России Дьячковой Т.Ю.:

Поддерживаю сказанное коллегой.

На вопросы представителя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулева A.A. представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Я не могу ответить на вопрос, существовали ли выявленные нарушения в 2010 г. после регистрации в 2005 г. устава Организации в новой редакции.

Решение о регистрации устава Организации принимала Федеральная регистрационная служба России.

В ходе проведения проверки, которая была осуществлена в соответствии с приказом, мы имеем право проверять все документы, в том числе находящиеся в материалах учетного дела Организации и на момент проведения проверки был установлен факт нарушения законодательства в том числе по Уставу.

По тем документам, которые предоставила Организация в частности решения Правления от 12 сентября 2009 г. не понятно исключены ли из вашего списка некоммерческие организации, по которым у нас есть претензии и установить правомочность проведения данного заседания не представляется возможным, поскольку в данном решении нет указания на место проведения данного съезда.

Мы не обязаны выносить какое-либо решение по представленным документам.

Я не отрицаю тот факт, что Организацией нам были представлены списки членов, а так же списки наших отделений, в том числе в более чем половины субъектов, однако это были не списки, а были выписки из протоколов заседаний о создании отделений Организации.

В соответствии с Уставом Организации решение о создании региональных отделений принимается Правлением. Соответственно решения на местах о создании региональных отделений принимается высшим органом регионального отделения Организации, которое является общим собранием регионального отделения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

На момент регистрации Организация имела свои региональные отделения в более чем половине субъектов.

На момент регистрации Организацией устава Федеральную регистрационную службу устроили те региональные отделения, от которых были делегаты на конгрессе Организации по утверждению Устава.

На вопросы председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н. представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Проверка Организации проходила в 2009 г. и касается она событий периода с 2007-2009 гг.

Мне известно, что на сегодняшний день Семененко В.Ф, не является руководителем Организации.

Я согласна с тем, что Семененко В.Ф, отстранен от руководства Организации и таким образом он не представляет интересы Организации.

Организацией были представлены сведения в отношении 41 регионального отделения, однако должно было быть представлено в отношении 42.

Иностранные граждане имеют право быть членами Организации в соответствии с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации. Данные ограничения не указаны в уставе Организации. Данное нарушение является существенным.

Дополнение представителя Минюста России Соловых О.Г.:

В нашем исковом заявлении сказано, что акт проверки и выявленные при этом нарушения, в том числе указанные в представлении Организацией в судебном порядке обжалованы не были.

Слово для дачи объяснений предоставляется представителю Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулеву A.A.:

Из материалов дела видно, что Организация имеет в своем составе 42 региональных отделения, в том числе дополнительно представлены сведения к материалам дела о создании регионального отделения в Ивановской области.

Сам факт представления списков, как региональных отделений так и их протоколов, а так же списков их членов Минюст России не отрицает.

Соответствующее решение региональных отделений, а также решение органов управления, как это было разъяснено высшими судебными инстанциями, являются сделками. Соответствующие решения никем не были обжалованы. Соответственно они являются действительными точно так же, как является действительным решение, принятое 21 мая 2011 г. на внеочередном съезде Организации.

В соответствии с нашим уставом если устав регионального отделения не был принят, то оно может руководствоваться уставом Организации.

В части касающейся уполномоченного органа, зарегистрировавшего Организацию, то заявлять о том, что мы не отвечаем за действия ранее существовавшего регистрирующего органа является безответственным.

Да, действительно, недостатки в Уставе были, но регистрирующий орган публичной власти зарегистрировал его с этими недостатками.

Что касается недостатков, которые были выявлены в Уставе, а именно в части, касающейся о том, что членами Организации могут быть иностранные граждане то они настолько несущественны, что они могут быть восполнимы законом.

Имеется закон, который имеет прямое действие и положение Устава о том, что мы в своей деятельности руководствуемся законом, конституцией и другими нормативными правовыми актами.

Мы можем писать устав Организации и не переписывать в нем положения из закона.

Мы считаем, что действия Минюста России по обращению о ликвидации Организации с выявленными нарушениями являются не конституционными и незаконными, а именно создают отрицательную практику, которая может повлиять в целом на правоприменительную практику по России. Было принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации от № 14-П и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 № 49-Г 10- 86, в которых установлено, что за нарушения, которые могут привести к ликвидации юридического лица, санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, норма закона предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Кроме этого, указано, что такая мера как ликвидация юридического лица должна быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.

Верховный Суд Российской Федерации в указанном Определении указал, что исходя из конституционно-правового смысла указанных норм закона юридическое лицо, в том числе общественная организация, не может быть ликвидирована лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона, даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Выявленные у Организации нарушения имеют характер устранимости и 26 мая 2012 г. у нас предполагается внеочередной съезд, на котором все выявленные недостатки будут устранены.

Соответственно в названных правоприменительных судебных актах, указано, что возможность устранения допущенных юридическим лицом нарушений, является основанием для отказа в требованиях государственного органа о ликвидации юридического лица в связи с допущенными им нарушениями законодательства.

Как указанно выше с учетом установленного высшими судебными инстанциями смысла ликвидации, необходимо отметить, что применение такой санкции как ликвидация юридического лица, является крайней формой реагирования государства, на допущенные организацией нарушения. Поэтому, такой санкции как ликвидация должна предшествовать более мягкая санкция, например, штраф. Законодателем такая санкция, как штраф установлена за нарушение законодательства, в том числе и по тем основаниям, на которые ссылается Минюст России в своем заявлении. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, в исковом заявлении указано, что Организацией нарушены требования законодательства о своевременном извещении регистрирующего органа об изменении юридического адреса (адреса места нахождения). Организация признает, что не своевременное представление сведений о юридическом лице в регистрирующий орган, согласно законодательству Российской Федерации, является нарушением закона. Однако за такое нарушение может быть привлечение и к административной ответственности. В соответствии с пунктом 1 ст. 25 Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 3 ст. 14.25 КоАП РФ, указанные действия (бездействия) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Также, иные нарушения, на которые обращает внимание Минюст России, могут являться основанием для привлечения юридического лица или его должностных лиц к административной ответственности. В соответствии с частью 1 ст. 19.5 КоАП, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа. Таким образом, с учетом конституционно-правового смысла законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы принудительной ликвидации юридического лица установленного в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации и Определении Верховного Суда Российской Федерации, а именно, что принудительная ликвидация юридического лица является крайней мерой реагирования государства на нарушения законодательства, в случае, если выявленные нарушения являются устранимыми, то управомоченный орган, прежде всего, должен обратиться в суд с требованием о привлечении этого юридического лица к административной ответственности.

С учетом обстоятельств дела и в связи с тем, что Организация принимает меры по устранению выявленных нарушений, Организация считает, что требования Минюста России являются неправомерными.

На основании изложенного, в связи с тем, что был созван внеочередной съезд для устранения допущенных нарушений, а именно: приведение Устава ОУР в соответствии с требованиями законодательства, а также устранения иных нарушений законодательства, выявленных Минюстом России Организация просит суд отказать в удовлетворении требований Минюста России о ликвидации юридического лица.

Слово для дачи объяснений предоставляется председателю Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н. :

Поддерживаю сказанное Жгулевым A.A. и хочу обратить внимание суда на то, что в прошлом году было закрыто общероссийское общественное объединение «Федеральная национально-культурная автономия украинцев России» по тем же самым основаниям, которые так вольно трактует Минюст России.

Суд не имеет право дважды наказывать за одно и то же нарушение.

Одно наказание наши организации вытерпели. Получается, что второй раз за те же самые нарушения наказывается и другая организация. Притом наказывается жестоко.

На вопросы представителя Минюста России Соловых О.Г. представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.;

Действительно, в Ивановской области создано наше региональное отделение, что отражено в материалах дела.

Дополнение представителя Минюста России Соловых О.Г.:

Организацией была представлена в Минюст России выписка из протоколов заседания инициативной группы о создании отделения Организации в Ивановской области от 10 августа 2009 г.

Никакие решения ни об утверждении Устава, ни об одобрении Устава на этом заседании приняты не были.

К этой выписке представлен список членов отделения Организации и наше Управление Минюста России по Ивановской области провело в соответствии с этим списком выборочную проверку лиц на предмет присутствия данных лиц на данном заседании.

Вот, например, Белыщик В.В. 1966 г. рождения пишет, что она проживает по адресу в Ивановской области и желает пояснить, что своего согласия на включение в члены отделения Организации в Ивановской области она не давала и членом этой Организации не является. Груновский В.В. тоже пишет, что членом Организации не является и своего согласия не давал.

На вопросы представителя Минюста России Соловых О.Г. представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев А.А.:

Протокол любого собрания общественной организации является решением к которому в соответствии с разъяснениями высших судебных инстанций применяются правила о сделках.

Дополнение представителя Минюста России Соловых О.Г.:

Семененко В.Ф. до сих пор числится в ЕГРЮЛ, как лицо действующее без доверенности от имени Организации и на сегодняшний момент он может предоставлять любые документы за своей подписью.

Дополнений и вопросов не поступило.

Суд переходит к исследованию письменных материалов дела. Оглашаются:

акт проверки Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» от 07.09.2009 г. (л.д. 20-24).

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Плановая проверка Организации проводилась в соответствии с приказом Минюста России.

Наш департамент находится на ул, Кржижановского д.7.

В положении «О министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 указано, что мы вправе осуществлять контрольные мероприятия в отношении Организаций как плановой так и вне плановой. В данном случае была проведена плановая проверка, которая была осуществлена в соответствии с приказом Минюста России о проведении проверки. Соответственно, Организация была уведомлена о предстоящей проверке.

На сегодняшний день Семененко В.Ф. указан в ЕГРЮЛ и имеет право подписи. Соответственно, он был уведомлен по телефону и в письменном виде о том, что проводится проверка Организации и какие документы он должен был предоставить в Минюст России для проведения данной проверки деятельности Организации с 2007 г. по 2009 г.

Те документы, которые были нам представлены по акту приема передачи документов надлежащим образом были исследованы Минюстом России.

Наше представление в адрес Организации было отправлено 14 сентября 2009 г.

В представлении мы указали все нарушения, которые были перечислены в акте.

Организация допустила нарушение в том, что в членах Организации вместо общественных объединений были некоммерческие организации, которые не могут быть членами общественного объединения в принципе.

Ст. 8 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Несмотря на это Организацией не были представлены документы, подтверждающие учет членов в этой Организации.

В нарушении ст. 14 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией не представлены подтверждения своего общероссийского статуса.

В нарушение ст. 9 Федерального закона № 82-ФЗ у Организации отсутствует квалифицированное голосование 2/3.

В нарушение ст. 19 Федерального закона № 82-ФЗ в уставе Организации предусмотрено, что в членах Организации могут быть иностранные граждане без соответствующих ограничений, предусмотренных законом.

Из представленных Организацией документов не представляется возможности установить правомочность заседаний Организации.

По поводу региональных отделений, то Организацией были представлены не протоколы общих собраний, а список инициативных групп, из которого не ясно являются ли члены этих инициативных групп членами Организации.

- распоряжение Минюста России от 19 ноября 2009 г. о приостановлении деятельности Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» (л.д. 27)

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

После 2 мая 2010 г. мы не продлевали приостановление деятельности Организации

Только 21 декабря 2009 г. Организация представила нам какие-то документы.

Я сама лично встречалась с Семененко В.Ф. и вручила ему распоряжение о приостановлении деятельности Организации.

Мы составляли акт проверки в отношении Организации, выносили представление, распоряжение о приостановлении деятельности.

Организация в период приостановления их деятельности пытались сдать документы на регистрацию, в чем им было отказано в соответствии с тем, что они не соответствовали нормам и требованиям действующего законодательства.

На сегодняшний день продолжают содержаться сведения в ЕГРЮЛ о Семененко В.Ф. и Бабенко, но тем не менее на одном из съездов Организации был избран Дудко Т.Н.

Право подписи на всех документов от имени Организации имеют Семененко В.Ф. и Бабенко.

В ЕГРЮЛ в сведениях об адресе Организации указан Хохловский переулок.

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

У нас поменялся юридический адрес и теперь он значится по улице Арбат д. 9.

На вопросы суда представитель Минюста России Дьячкова Т.Ю.:

Организация должна проинформировать Минюст России о смене адреса в течение 3-х дней и представить документы в Минюст России для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Нам было не просто получить юридический адрес с учетом тех обстоятельств, которые имели место.

Когда мы получили юридический адрес мы немного позже установленного законодательством срока в три дня подали документ о новом юридическом адресе.

В июне 2011 г. нами в адрес Минюста России были переданы протокол нашего съезда от 21 мая 2011 г. и новый Устав,

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

У общественной организации не может быть юридического и фактического адреса.

У организации в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 82-ФЗ может быть только один адрес - местонахождения постоянно действующего руководящего органа.

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Когда мы попросили Минюст России поработать с нашим Уставом и выявить все замечания, нам было отказано.

На вопросы председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н. представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Я имею право, в соответствии с Положением о Минюсте России, работать с документом только в том случае если он ко мне поступил официально и имеет входящий номер в соответствии с соответствующим пакетом документов.

- устав Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» (л.д. 9-17).

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

У нас поменялся юридический адрес и теперь он значится по улице Арбат д. 9.

На вопросы суда представитель Минюста России Дьячкова Т.Ю.:

Организация должна проинформировать Минюст России о смене адреса в течение 3-х дней и представить документы в Минюст России для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Нам было не просто получить юридический адрес с учетом тех обстоятельств, которые имели место.

Когда мы получили юридический адрес мы немного позже установленного законодательством срока в три дня подали документ о новом юридическом адресе.

В июне 2011 г. нами в адрес Минюста России были переданы протокол нашего съезда от 21 мая 2011 г. и новый Устав,

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

У общественной организации не может быть юридического и фактического адреса.

У организации в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 82-ФЗ может быть только один адрес - местонахождения постоянно действующего руководящего органа.

На вопросы суда председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Когда мы попросили Минюст России поработать с нашим Уставом и выявить все замечания, нам было отказано.

На вопросы председателя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н. представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Я имею право в соответствии с Положением о Минюсте России работать с документом только в том случае если он ко мне поступил официально и имеет входящий номер в соответствии с соответствующим пакетом документов.

- устав Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» (л.д. 9-17).

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

В пункте 4.1 Устава нас не устроило то, что в данном пункте сказано, что членами Организации могут быть граждане независимо от национальности и гражданства и юридические и общественные объединения, признающие Устав.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 82-ФЗ Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Они должны быть законно находящимися.

21 мая 2011 г. собирался съезд Организации.

Возможно, Организация устранила нарушение по поводу пункта 4,1 Устава, но новый устав Организации не был зарегистрирован, потому что тот шкет документов, которые представила Организация, не соответствовал закону и Минюст России не мог принять решение по данному документу.

список членов Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» по регионам Российской Федерации по состоянию на 12 сентября 2009 г. (л.д. 91-94).

На вопросы суда представитель Минюста России Дьячкова Т.Ю.:

Из списка непонятно, что за организация Центр украинской культуры «Горлица».

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

В якобы, исправленном списке членов, который представила нам организация, не ясна организационно-правовая форма организаций входящих в состав Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России».

На вопросы суда представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.:

В нашей Организации ведется учет членов.

Региональные отделения предоставляют списки своих членов.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

На сегодняшний день Организацией не были представлены протоколы о создании региональных отделений.

- список региональных отделений Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» по регионам Российской Федерации на 12 сентября 2009 г. (л.д. 84-90).

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Данный список, якобы, подтверждает, что у Организации есть общероссийский статус.

Данный список был предоставлен Организацией.

Для статуса общественной организации у организации должно быть в составе 42 региональных отделения.

Те документы, которые представила Организация, якобы, в подтверждение создания региональных отделений, в частности протоколы инициативных групп не подтверждают этого.

У нас имеются списки тридцати инициативных групп.

На вопросы суда представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.:

В Саратовской области у нас есть региональное отделение.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Мы считаем, что у Организации нет регионального отделения в Саратовской области.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 82 общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о создании, об утверждении устава, о формировании руководящих контрольных ревизионных органов, которые принимаются на съезде или общими собраниями, но никак не инициативной группе.

На вопросы представителя Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулева A.A. представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Региональное отделения - это общественные объединения.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Высшим руководящем органом регионального отделения является общее собрание членов, которое вправе принимать данное решение о формировании необходимых органов.

На вопросы представителя Минюста России Соловых О.Г. представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.:

Шелест А.Ю. является председателем Совета регионального отделения Организации в Саратовской области на основании решения Организации.

Региональное отделение Организации в соответствии с пунктом 6.1 Устава действует на основании Устава.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Списки региональных отделений были представлены нам Организаций 16 марта 2010 г.

В представленных Организацией списках содержаться сведения о ее региональном отделении в Ярославской области.

На вопросы представителя Минюста России Дьячковой Т.Ю. председатель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Члены Организации в Ярославской области одновременно являются членами общества «Просвіта».

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

Что касается Хабаровского края, то не понятно, что за заседание там проходило, какого правления и какой организации.

На вопросы представителя Минюста России Соловых О.Г. представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» ЖгулевА.А.:

26 мая 2012 г. должен состояться съезд Организации, на котором будут представлены все протоколы, в том числе протоколы о создании региональных отделений.

Нам достаточно сложно ответить на некоторые вопросы, поскольку в Организации не было внутреннего правопреемства.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

В отношении Организации по результатам проверки нами было вынесено одно представление, потом было вынесено распоряжение о приостановлении деятельности Организации и соответственно предупреждение по ст. 43 Федерального закона № 82-ФЗ, которое было обжаловано Организацией в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.

В обращении Журавлева сообщалось о том, что в период приостановления деятельности Организации, а именно 4 января 2010 г. Семененко В.Ф. принял участие в публичном выступлении в прямом эфире «Радио Свободы» и соответственно 27 апреля 2010 г. Семененко В.Ф. принял участие от имени Организации в программе «Свобода мысли» в эфире 5-го канала.

Данные материалы были изучены в судебном заседании в Замоскворецком суде г. Москвы. Соответственно были допрошены свидетели с обеих сторон и судом было вынесено решение о законности данного предупреждения Минюста России.

На вопросы суда представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.:

В ходе судебного разбирательства в Замоскворецком районном суде г. Москвы были допущены нарушения процессуальных и материальных норм, в частности не были допрошены свидетели.

Мы в принципе считаем, что предупреждение Минюста России незаконно само по себе, поскольку у нас нет такого запрета участвовать в публичных мероприятиях.

Семененко В.Ф. участвовал в программе «Свобода мысли» в эфире 5-го канала от своего имени, но никак не от имени Организации и не представляя её, поэтому мы подали соответствующую кассационную жалобу в Президиум Мосгорсуда.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

В ст. 43 Федерального закона № 82-ФЗ сказано, что в случае приостановления деятельности организации, членам организации запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования и иные массовые акции.

Ст. 61 ГПК РФ говорит, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Замоскворецкий районный суд г. Москвы и Мосгорсуд пришли к выводу о том, что решения Минюста России, вынесенное в отношении Организации по ст. 43 Федерального закона №82-ФЗ правомерно.

- решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2011 г.

На вопросы суда представитель Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулев A.A.:

Решением Замоскворецкого суда г. Москвы нам было отказано в удовлетворений нашего иска только по срокам, как мы считаем. А что касается существа вопроса, то обстоятельства данного дела были исследованы не до конца.

На вопросы суда представитель Минюста России Соловых О.Г.:

В судебное заседание в Замоскворецкий районный суд было приглашено три свидетеля от Организации.

Дополнений и вопросов нет.

Суд определил исследование материалов дела по существу считать законченным и перейти к судебным прениям.

Слово предоставляется представителю Минюста России Соловых О.Г.:

Мы поддерживаем свое заявление и считаем, что Организация в ходе судебного заседания не представила не одного доказательства о том, что она устранила нарушения, послужившие основание для вынесения в отношении нее сначала представления, потом распоряжения о приостановлении ее деятельности и как результат всего этого обращение Минюста России в суд.

Минюст России просит ликвидировать Организацию и ее структурные подразделения с исключением из ЕГРЮЛ по основаниям, которые были выявлены в ходе плановой проверки и указаны в распоряжении Минюста России о приостановлении деятельности Организации, а так же за неоднократное и грубое нарушение положений Конституции Российской Федерации. Так же в течение установленного срока Организацией не были устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности.

Слово предоставляется представителю Минюста России Дьячковой Т.Ю.: Прошу суд удовлетворить наше заявление.

Слово предоставляется представителю Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Жгулеву A.A.:

Прошу суд отказать в удовлетворении требований Минюста России, поскольку считаем, что выявленные нарушения являются устранимыми и такая мера как ликвидация является чрезмерной.

Слово предоставляется председателю Общероссийской общественной организации «Объединение украинцев России» Дудко Т.Н.:

Все те замечания, которые были выявлены в отношении Организации в настоящее время после смены ее руководства не могут быть устранены в более короткий срок.

Суд удаляется на совещание для постановления решения.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена.

Лицам, участвующим в деле, разъяснено время изготовления мотивированного решения, право и порядок его обжалования в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ в течение месяца.

Судебное заседание объявляется закрытым.

Председательствующий: Н.С. Романенков

Секретарь: В.О. Александров.

Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 1
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 1
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 2
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 2
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 3
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 3
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 4
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 4
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 5
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 5
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 6
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 6
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 7
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 7
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 21
Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінка 21

На світлинах: Верховний Суд РФ. Протокол Судового засідання Верховного Суду РФ, сторінки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 та 21.

Від редакції:

Дана публікація не є офіційною публікацією протоколу і може мати неточності набору документу на комп'ютері. Документ переведено в електронний формат редакцією «Кобзи». Дякуємо Тарасу Миколайовичу Дудку за надання документа.