Друк
Розділ: Культура

В Воронежской области, как и в других регионах РФ, украинский и российский фольклор неуклонно утрачивают свою самобытность

«Предлагаю молодому поколению новое хобби – поезжайте в село к дедушкам и бабушкам, — призвала Елена Агаркова, воронежский этнограф и фольклорист. — Пусть старики вспомнят и расскажут, как у них отмечали народные праздники, свадьбы, крестины и даже провожали в последний путь… Пока живы ещё те, кто знают всё это и помнят… Они жили в этом и не считали чем-то уникальным, а вы – запишите. Всё это уходит, всё вытесняет массовая культура, в которой наше, родное может затеряться и окончательно забыться».

О специфических особенностях этнографических примет региональной культуры, о культурной неоднородности территории Воронежской области, о стилевых границах песенного диалекта и огромном влиянии коллективной памяти в фольклорных традициях поведала Елена Агаркова собравшимся 19 января 2020 года в Специальной городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина (город Воронеж). Лекция называлась «Самые образцовые. Традиционный уклад воронежско-белгородского пограничья» в рамках проекта «Мы, воронежцы» отделения Гильдии межэтнической журналистики. Елена Агаркова является преподавателем Воронежского института искусств, руководит детским фольклорным ансамблем «Диковинка» и фолк-студией «Хутор Духовской», выезжает в этнографические экспедиции по региону и пишет статьи по вопросам сохранения народной культуры.

«Самые образцовые» — это очаговые сёла, где сохранилось мощное фольклорное разнообразие: обрядовые, календарные, свадебные песни, частушки, инструментальные наигрыши. Отдельно Елена Агаркова коснулась особенностей традиционных костюмов воронежско-белгородского пограничья.

«Мы живем на «плодородной земле» в виде музыкальных традиций, материальной и обрядовой культуры. И по праву, Воронежская и Белгородская области — одни из самых песенных и богатых на фольклорное наследие», — подчеркнула Елена Агаркова.
Однако, к сожалению, проникает в культуру «засорённость» в виде стилизации и обработки народных песен под современные инструментальные стили. Размывается анклавность в проживании – люди меняют место жительства, в жизнь вошёл интернет… А ведь ещё до конца минувшего века ситуация была иной.

Елена Агаркова рассказала, что, к примеру, в селе Урыв-Покровка Острогожского района практически до 90-х годов сохранялось условное разделение населённого пункта по ручью на две части — где живут русские и где украинцы. Жители между собой общались, могли вести какие-то дела, но никогда не принимали в свою общину «иноземцев» (не связывались узами брака, не ходили в гости и так далее). «Так раньше было, и так мы делаем», — это было мощнейшим стимулом для сохранения аутентичного культурного пространства.

Но региональная особенность этим не ограничивается. В южных районах Воронежской области есть сёла, которые называют «казачьими». Особенности культуры тамошних жителей тяготеют к этнической специфике донских казаков. Появились и новые культурные анклавы. Почти 30 лет назад стали формироваться общины турков-месхетинцев, которые в массовом порядке вынужденно переселились  сюда в последние годы существования Советского Союза.

Джерело

На світлинах:

  1. Учасниці фолк-студії «Хутір Духовський».
  2. Воронезька етнографиня і фольклористка Олена Агаркова.