Известному театральному режиссеру, уроженцу Львова, исполнилось 80 лет
Свое 80-летие знаменитый театральный режиссер Роман Виктюк отметил сразу двумя событиями – премьерой спектакля "И вдруг минувшим летом" и открытием после долгой реконструкции собственного здания. Второе из событий кажется особенно важным – ведь театр работает в стенах бывшего советского дома культуры, построенного великим советским архитектором Константином Мельниковым.
Этот шедевр конструктивизма был передан Театру Романа Виктюка довольно давно, и труппа много лет в нем репетировала, но играть приходилось на съемных площадках. Теперь, очищенная от наслоений, с освобожденными от позднейшей кирпичной кладки окнами постройка Мельникова, можно сказать, победоносно воссияла своими строгими, резкими, еретически гениальными формами. Теперь предстоит нелегкая работа по "вписыванию" большого репертуара, уже созданного Театром Виктюка, в эти своеобразные, требовательные объемы, не вполне отвечающие обывательским представлениям о зрительском комфорте. Впрочем, они очень подходят творчеству Романа Виктюка – некомфортному, всегда стремящемуся преодолеть границы "дозволенного", внебытовому и поэтическому явлению. Вот и к юбилею Виктюк подготовил спектакль отнюдь не праздничный и не легкий — он поставил не слишком известную пьесу Теннесси Уильямса "И вдруг прошлым летом" (в других переводах – "Внезапно, прошлым летом"), мистический, зловещий детектив, в котором расследуется жуткая смерть молодого поэта-эстета, которого растерзали беспризорники, бывшие объектами его сексуальных утех. Спектакль, насыщенный текучими движениями и ритмическими резкостями, эмоциональными выплесками и вкрадчивыми интонациями, доказал, что прославленный мастер, которого зрительный зал встретил стоячей овацией, верен себе и полон творческих сил. Павел Сигалов
Джерело: http://www.kommersant.ru/doc/3131075
Роман Виктюк: «Для меня запретных тем не было и нет»
На странице театра в Facebook коллеги написали: «Сегодня для нас всех особенный, важный, очень светлый и теплый день. Потому что родился он, наш Мастер. Жизнь – это энергия, жизнь – это творчество, сотворчество с Ним. Любимый, лучезарный Роман Григорьевич, творческой энергии вам и космических сил, которые вы, как никто, умеете генерировать, накапливать и отдавать окружающим. Режиссеру всегда 19, или 08 – пусть всегда будет столько, сколько вы хотите. Обожаем, ценим, обнимаем!»
В новой работе режиссер обратился к самой скандальной пьесе одного из крупнейших американских драматургов ХХ века Теннесси Уильямса в свой юбилейный год и в год, когда драматургу исполнилось бы 105 лет.
Как сказал в недавнем интервью нашему изданию Роман Григорьевич: «Для меня запретных тем не было раньше. Нет и сейчас. Если ты идешь в победной шеренге, маршируешь нога в ногу и оступиться тебе нельзя, – это твой выбор. Но если ты не хочешь зависеть от общей массы, то ты идешь на обочину и, на первый взгляд, там же остаешься безвозвратно, навсегда проигрывая этим победоносцам. Но это на первый и весьма обманчивый взгляд. Я первым старался делать, что было нельзя. И за что били. Одним из первых в стране ставил «Утиную охоту» Вампилова, многие, так скажем, категорически нерекомендуемые пьесы Рощина, Зорина. Спектакль «Уроки музыки» по Петрушевской…»
Джерело: http://www.teatral-online.ru/news/16867/
Екатерина Степанкова: "Виктюк ничего не объясняет актерам. Просто берет их за шкирку и тащит, куда ему надо"
До сих пор своим самым счастливым днем знаменитый режиссер Роман Виктюк считает первый выход на сцену в родном Львове. Это было во Дворце пионеров на самодеятельном смотре. Он читал со сцены: «Как повяжешь галстук, береги его…» так патриотично, что члены жюри дали ему первое место. Роман Григорьевич закончил актерский факультет ГИТИСа, но стал режиссером.
Его спектакли сопровождают неизменные аншлаги. Свое восьмидесятилетие мастер встретит на сцене Театра Романа Виктюка. Спустя двадцать лет он, наконец, откроется для зрителей. Сегодня здесь состоится премьера «И вдруг минувшим летом» по пьесе Теннесси Уильямса. Несмотря на проблемы со здоровьем Роман Григорьевич не пропустил ни одной репетиции. Только очень жалеет, что одна из его любимейших актрис Ада Роговцева не сможет находиться в этот день вместе с ним. Не будет и Екатерины Степанковой – режиссера, актрисы, которая пятнадцать лет прослужила в Театре Романа Виктюка.
– Мы с мамой звонили Роману Григорьевичу и разговаривали с ним по телефону буквально накануне его юбилея, – рассказывает Екатерина Степанкова. – В это время он находился в театре и говорил маме: «Ада, хожу по театру и не верю!» Ему исполняется 80 лет и, наконец, произошло то, о чем он мечтал — открылась сцена его театра. В этом здании Роман Григорьевич репетирует с 1996 года, там были выпущены все спектакли последних 20 лет. Парадокс в том, что играть в этом помещении спектакли перед зрителями было невозможно, лишь репетировать. Обычно за день до премьеры спектакль перевозился на сцену театра, где его будут играть. Там же проходил молчаливый прогон и, собственно, сама премьера.
– Что это такое — молчаливый прогон?
– Роман Григорьевич начал практиковать их где-то с 2007 года. До этого на всех репетициях он разговаривал до последней минуты. Он сам всегда заполнял паузы, поэтому на премьерах нам, артистам, было страшно выходить. В спектаклях Виктюка очень длинные постановочные паузы. И если они заполнены его «браво!» или негодующим криком, то это понятно. Но когда оказываешься один на один с тишиной, трудно к этому привыкаешь. Поэтому после спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуриев» Роман Григорьевич стал делать молчаливые прогоны. В зале сидели сто зрителей, и режиссер не говорил практически ни одного слова. В общем, Виктюк получил свой театр. Конечно, это произошло достаточно поздно. Дай Боже здоровья мастеру, сил и желания что-то делать. Но если бы он имел свой театр 20 лет назад, вот это было бы действительно вовремя. Знаете, как это ни прискорбно, Театр Романа Виктюка всегда был в некотором смысле аутсайдером.
– Он ни разу не был даже награжден театральной премией «Маска».
– Вот-вот, такое отношение к Роману Григорьевичу имело место всегда. Он во все времена был неудобен и неугоден. Да, Роман говорит всегда то, что думает, но при этом достаточно корректно себя ведет. Понимает, что его театр зависит от многого, ведь он подчиняется Департаменту культуры Москвы. Актерам нужно выплачивать зарплату, помещению необходим ремонт. Со многими людьми, решающими эти вопросы, он был знаком, но все они делали вид, будто Театра Виктюка не существует.
– Ведь и в Украине, где Роман Григорьевич хотел бы иметь свой театр, ему тоже не давали такой возможности?
– У меня вообще такое ощущение, что все мы – люди творчества – существуем в зоне энтузиазма. Театр – дорогое хобби, которое не приносит совершенно никаких дивидендов. Творец не рассматривается как человек, в которого стоит вкладывать деньги. Судя по всему, в Романа Григорьевича тоже никто не хотел инвестировать. Хотя, честно говоря, Театр Романа Виктюка, конечно же, должен был быть в Киеве. Должна существовать и школа мастера. Но, понимая принципы Романа Григорьевича, я не удивляюсь, что именно так все и произошло. Виктюку не интересно ничего, кроме репетиций. Мы репетировали на Пасху и Рождество. Никогда не забуду премьеру «Рудольфа Нуриева», состоявшуюся первого января. 31 декабря был прогон, а первого — премьера. Это был сумасшедший Новый год.
Тогда к нам в Москву приехали гости, мама. Все хотят веселиться, а нам с мужем нужно лечь спать пораньше, иначе на следующий день спектакль не сыграем. Муж выходил на сцену в роли Эрика Бруна, а я – Марго Фонтейн. Но Роману Григорьевичу Новый год был абсолютно не интересен. Он не любит ничего, кроме репетиций, шопинга как отдыха и тусовок. И то если на вечеринках собирались симпатичные ему люди. Поэтому до всего, что не касается вопросов репетиций и творчества, ему нет дела. С другой стороны, будь это не так, Роман Григорьевич не был бы тем уникальным режиссером, которого мы все любим.
– Известно, что Виктюк – страшный матерщинник, хотя нецензурные слова, бывает, в его устах звучат совсем не обидно.
– Насчет «не обидно» я бы поспорила. Когда это произносится в твой адрес, то приятного мало. Хотя я никогда особо не страдала от виктюковского мата. По отношению ко мне он не был столь изощренным, как это любит Роман Григорьевич. Помню, мы репетировали спектакль «Давайте займемся сексом», где одну из ролей играла замечательная молодая актриса – красавица и умница. Роману Григорьевичу во что бы то ни стало нужно было выжать из нее еще больший надлом. Что он ей говорил! Это была уже чистая гинекология. Разобрал ее по кусочкам. То был единственный раз, когда я не смогла сидеть в зале и ушла. К тому времени я восьмой год работала в театре и больше 20 лет знала Виктюка. Тем не менее не могла это слушать, а актриса продолжала репетировать. И Роман Григорьевич таки добился своего – она сыграла блестяще.
– Виктюк принял события, которые происходят в Украине?
– Я знаю, что принял полностью. Перед тем, как сгорел Дом профсоюзов, последней картинкой на его электронных часах был летящий Бозин из «Служанок» Виктюка. Тогда в Октябрьским дворце должны были состояться выступления театра Виктюка, но они, конечно же, были отменены. Мы ни минуты не сомневались в принятии Виктюком того, что случилось в Украине. Во-первых, Роман родился во Львове, к тому же, он всегда был ярым антисталинистом. Он не выносит несвободы! А если судить не по словам, а по поступкам, то первое, что Виктюк сделал после нашего Майдана, – поставил в Москве в конце 2014 года спектакль «Баба Прися» на украинском языке. О чем-то еще нужно говорить?
Джерело:
Додаткова інформація:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://photo.vesti-ukr.com/207583-80-let-romanu-viktjuku/163354#galleria
- С Адой Роговцевой С Адой Роговцевой
- Екатерина Степанкова 15 лет прослужила в Театре Виктюка Екатерина Степанкова 15 лет прослужила в Театре Виктюка
- Юбиляр Юбиляр
- Сцена из знаменитого спектакля Виктюка «Служанки» Сцена из знаменитого спектакля Виктюка «Служанки»
https://kobza.com.ua/kultura/5409-roman-vyktiuk-otmetyl-iubylei-remontom-y-detektyvom.html?tmpl=component&print=1&layout=default&page=#sigProGalleriacf45199616
На світлинах: Роман Виктюк.С Адой Роговцевой. Екатерина Степанкова 15 лет прослужила в Театре Виктюка. Юбиляр. Сцена из знаменитого спектакля Виктюка «Служанки».