Друк
Розділ: Культура
Виконавець Дмитрий Чернышенко (альт).
Виконавець Дмитрий Чернышенко (альт).

В Петербурзі прозвучали твори українця І.В.Мацієвського

В Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича возобновились концерты в Бетховенском фойе для приглашённых гостей. 10 ноября 2013года неизменный ведуший этих концертов Дмитрий Петров представил публике современную музыку. Не секрет,что именно современная музыка не всегда адекватно воспринимается слушателями. Кому-то нравится, у кого-то вызывает протест... Как часто мы её слушаем и как часто можно её исполнять?.. На эти вопрос попытались ответить Дмитрий Петров и музыканты "Арт-квартета".

С большим интересом публика прослушала концерт посвящённый творчеству современных петербургских композиторов. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели Петра Геккера и созданная уже в наши дни новая редакция Второго струнного картета Игоря Мациевского были блистательно исполнены "Арт-квартетом"- артистами Академического симфонического оркестра С-Пб филармонии в составе: Владимир Гентцельт (скрипка), Наталия Стецкая (скрипка), Дмитрий Чернышенко (альт), Елена Григорьева (виолончель). Каждый из участников этого коллектива показал себя великолепным ансамблистом и ярким исполнителем. Да и выбор прозвучавшей музыки был сделан самими музыкантами. Он стал результатом их собственных вкусовых предпочтений из области современной квартетной музыки композиторов Петербурга.

В стилистике исполняемых произведений многое было родственным.В квартете Петра Геккера, напоминающем по форме сюиту из трёх частей, присутствовало много изобретательности, тонких сонористических красок, ритмических находок, наполненных светом фольклорных реминисценций-композитор долгие годы изучал и использовал в своём творчестве традиционную музыку коренных народов Сибири и Дальнего Востока (тувинцев, якутов,бурят и др.). Оригинальным было и завершение квартета - не традиционно бурным финалом, а элегической медленной частью. Где начало задаёт солирующая вторая скрипка, вступая затем в диалог с первой и постепенно вовлекая в "задушевную беседу" альт и виолончель.

Струнный квартет №2 Игоря Мациевского написан в середине 70-х годов ХХ века и тогда же впервые исполнен в Большом зале консерватории во Львове. Это были годы начала исканий автора в области музыкальных инструментов и одновременно увлечённости инструментальной музыкой гуцулов, увенчавшихся лишь в наши дни выходом в свет грандиозной монографии "Музыкальные инструменты гуцулов". На титульном листе книги значится 2012 год. По мнению автора, среди многих его монографий эта - самая значительная. Игорь Владимирович Мациевский не только современный композитор, но и известный в мире этноинструментовед, заведующий сектором инструментоведения РИИИ (Санкт-Петербург), академик РАЕН, профессор. Живя в Петербурге, знаток народной музыки обогатил музыкальную культуру многих народов.

Что знает о квартете неискушённый слушатель? В голову сразу приходят школьные строки из басни Крылова... Помните, как звери тщетно пытались издать чарующие звуки, но оказалось всё значительно сложнее. Квартет должны исполнять профессиональные музыканты, обладающие определённым багажом знаний и высоким уровнем мастерства.

В истории западноевропейской музыки жанр струнного квартета существует почти 300 лет и весь этот период его востребованность была очень высокой. Это область углублённых размышлений, интеллектуальной, философской рефлексии композитора, которые не всегда можно воплотить в иных более масштабных или,напротив, более миниатюрных формах. Элитарность квартета предъявляет композитору особые требования в плане музыкального языка, формотворчества и,что важно, исполнительской интерпретации. В жанре квартета сочиняли выдающиеся мировые композиторы: Гайдн, Бетховен, Барток, Шостакович. Дмитрий Дмитриевич считал по тому как написан квартет, можно определить уровень мастерства композитора.

Присутствоваший на концерте в фойе Большого зала филармонии композитор И.В. Мациевский дал высокую оценку исполнению его произведения музыкантами "Арт-квартета", где каждый исполнитель выступил как яркий интерпретатор и одновременно чуткий и внимательный ансамблист, умеющий достичь взаимного слияния в совместном творчестве.

О МУЗЫКЕ КВАРТЕТА №2 И МАЦИЕВСКОГО

Это произведение представляет собой классический образец реализации жанра квартета. Эмоциональная экспрессивность и контрастность передаваемых состояний воплощают в звуках внутреннюю драму современного человека, его мироощущение. Первая часть квартета-Allegro - несёт в себе одновременно печать глубочайшего познания композитором додекафонной и традиционной инструментальной музыкальной техники. Основная тема-первые четыре звука додекафонной серии с продлением, протяжением четвёртого звука-ни что иное как символическое воплощение орнаментальной фигуры креста, принятой в народной резьбе по дереву, а также в вышивках женских и мужских сорочек и поясов.

Вторая часть-Pizzicato - строится на основе коломыйского ритма. В этой скерцозной части нет никаких иных приёмов игры, принятых в исполнительстве на струнных инструментах, кроме pizzicato. Щипковый, а не смычковый способ игры на смычковых хордофонах-защипом пальцев, а не с помощью прикосновения к струнам волосом смычка в сочетании с постоянно меняющимся метроритмом завораживает и впечатляет слушателя.

Третья часть-Adagio - начинается словно из небытия, из озвученной тишины, отражая само зарождение жизни, освещённое созидательной мудрой рукой Творца. В неспешном движении, забывая о самих себе, три меняющихся по составу сопровождаюших инструмента поддерживают родной солирующий голос и своим ансамблем чутко внимают этому голосу. В начале в такой роли выступает незабываемый изумительный голос виолончели, затем включается несравненный по тембровой палитре альт, интонационный монолог высказывания продолжает вторая скрипка и, наконец, вовлекаются заоблачные ни с чем не сравнимые по красоте и тончайшим парящим высотам звуковые флюиды первой скрипки-главного среди равных участника струнного квартета.

Четвёртая часть-Presto - действенный, наполненный мощным жизнеутверждающим началом финал. Написан в сонатной форме. Здесь есть главная тема, связанная с ритмической формульностью украинской щедровки; побочная партия-хорального плана. Обе темы преображаясь в разработке и репризе объединяют в едином смыслововм поле языческое и христианское начала, традицию и авангард. Присутствует удивительное ощущение незыблемой связи с украинской культурой: с колядным действом, обходами дворов,"плесом", ряжеными с их вседозволеными "выходами" и преобразующей силой народной смеховой культуры.

Прослушав однажды первую редакцию этого квартета традиционный народный карпатский скрипач Василь Грималюк (Могур) сказал: "Дивна музика. Я такої не чув. Але якась вона наша..." В этой музыке нет прямых цитат, здесь совсем иная интонационная природа, но неосознанные связи с музыкой Подолья, Гуцульщины и Карпат присутствуют.

Дух народной культуры в сочетании с композиторским мастерством,интеллектуальной просвещённостью, глубиной личного дарования пленяют слушателя, держат его в состоянии восхищения, ощущения своей причастности к чему-то высокому и захватывающему.

Стефан Шурко

На світлинах: Виконавець Дмитрий Чернышенко (альт). 'Арт-квартет', Санкт Петербург.