lessphp error: variable @inputHeight is undefined: failed at ` margin-bottom: 10px;` /home/kobzaua/kobza.com.ua/www/templates/kobza/less/template.less on line 132 Мой сводный брат Т-34

Лариса ВасильеваЛариса Васильева (Кучеренко): «В женских руках любая броня легка»

Від редакції: Васільєва (Кучеренко) Лариса Миколаївна - поетеса, письменниця, громадський діяч. Членкиня Громадської Ради Бібліотеки української літератури в Москві з жовтня 2006 року за №1. Дочка видатного конструктора та організатора танкового виробництва, одного із творців легендарного танка Т-34  Миколи Олексійовича Кучеренка, 100-ліття з дня народження якого ми відмічаємо в цьому році.

22 июня 1941 года истории нашей страны открылась черная страница — Великая Отечественная война. Одним из средств, позволивших нам победить в ней, стал танк Т-34. “Чудо технической мысли”, “ласточка в танковых войсках”, “грозное оружие Победы” — как только не называют этот танк, признанный лучшим танком Второй мировой войны. На медали “За оборону Москвы” не случайно изображена именно легендарная “тридцатьчетвёрка”. Боевое крещение Т-34 получил в Подмосковье. Осенью и зимой 1941 года он заставил оккупантов отступать от столицы. Одна из машин теперь застыла на постаменте в подмосковной деревне Шолохово, рядом с единственным в мире Музеем истории танка Т-34. Создала этот музей Лариса Николаевна Васильева (Кучеренко), известная писательница и поэтесса — дочь одного из конструкторов победоносной машины.

— Когда у британского премьер-министра Черчилля в 1945 году спросили, какое оружие Второй мировой войны он считает лучшим, — рассказывает на экскурсиях по своему музею Лариса Николаевна, — он ответил: “Английская линейная пушка, немецкий самолет “Мессершмитт” и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк”. В своем музее мы решили приподнять завесу над этой тайной, во всех мелочах стараясь воссоздать историю появления Т-34.

— Лариса Николаевна, вы поэтесса — и вдруг танки любите…

— Ой, я их и сейчас недолюбливаю. Хотя их в музее 8 «человек», потому что они живые существа в большой степени. В них вложено очень много человеческой души. Все получилось спонтанно, но и подготовлено судьбой. В 1942 году Сталинскую премию за создание “тридцатьчетвёрки” получили трое: генеральный конструктор Михаил Кошкин, его заместитель Александр Морозов и мой отец, начальник конструкторского бюро Николай Кучеренко. До двенадцати лет я росла при заводе, на котором делались танки. Этот танк для меня — вроде сводного брата, а может, и родного.

— Вы, наверное, с детства с техникой дружите?

— Нет, что вы. Во-первых, я никогда не знала, над чем работает отец. Все было засекречено. В анкетах я всегда писала: инженер-конструктор, без подробностей. Во-вторых, мне это было не интересно. Танк был для меня просто страшный зверь, который отнимал у меня отца. Он со мной лишний раз куда-то не пошел, не поговорил, не посидел — все было отдано танку. Отца все очень любили на заводе. Огромный, под два метра ростом, очень красивый, с дивными синими глазами; все его звали “батя”. Он целыми днями пропадал на заводе. Мама работала там же. Отец любил детей. Опекал целый детский дом во время эвакуации в Нижнем Тагиле. Это были его дети. Однажды отец привел меня туда — это была ошибка. Детдомовцы очень взревновали его, одна девчонка даже ущипнула меня. Потом они приезжали к нам “смотреть Москву” — по 15 человек у нас спали на полу. Многие из них пошли по танковой специализации. Единственный человек, который был далек от его профессии, — я.

— Главным “отцом” Т-34 считается Кошкин…

— Кошкин был великий организатор, он очень многое сделал, начиная с 1937 года, когда пришел. Но до него очень много сделал его предшественник, которого посадили, — инженер-конструктор Афанасий Фирсов. С него начиналась идея Т-34. Это учитель, без него бы ничего не было. На все нужно смотреть с позиции того времени. Слишком много было танков с поломанными коробками скоростей, чтобы не считать это вредительством. Кошкин принял от Фирсова КБ, больше посадить он никого не дал.

— Конструкторы были обласканы вождем?

— Как сказать. Отец был заместителем Фирсова. “Тридцатьчетверка” и все, что с ней происходило на Украине, была не слишком перспективной, чтобы Сталин это замечал. Но свои связи в правительстве были — например, с Орджоникидзе. Кошкина же некогда было ласкать. Он ощущал свой звездный час, но чувствовал, что это и его конец. Что он останется в истории в связи с Т-34. В марте 1940 года, во время перехода двух экспериментальных танков из Харькова в Москву, он тяжело заболел и вскоре умер. Танк надо было доводить до ума. Неоценима роль всех конструкторов: М. Таршинова, Я. Барана, А. Молоштанова и других. Т-34 1940 года и последующих годов очень сильно отличаются. Николай Кучеренко вместе с инженером Александром Морозовым принял у Кошкина конструкторское бюро. Было бы неправильным считать, что Кошкин — единственный создатель танка Т-34, но и было бы неправильным так не считать.

— Кто больше всего сделал для Т-34?

— Мой отец отвечал: “Не хватит пальцев ни на руках, ни на ногах, ни у вас, ни у меня, ни у сотен людей, чтобы сосчитать”. Т-34 делала вся страна, 5 заводов. Свои модификации, свои сложности. Стереотип — одно, два, три имени — ни о чем не говорит.

— Какие-то недостатки у этого танка были?

— Да, в первую очередь внутренние: там сложно было находиться. На ухабах человек трясся и бился об железо. Немецкие были обиты внутри. Но советские люди все могли вынести. Потом, в танк помещалось только четыре человека, а у немцев — пять. Намного хуже немецких были оптические приборы. Экипажи чаще всего просто не умели как следует управлять только что поступившими на вооружение новыми танками и ремонтировать их.

— А явные преимущества?

— В музее есть два экспоната — кусок гусеницы Т-34 и немецкого танка Т-4, такого же по классу. Это как сапоги и туфли на высоких каблуках. Проходимость — нулевая. Куда он пошел, этот сумасшедший? В декабре в Берлине зеленая трава и розочки отцветают, а у нас…

— Что за история спора про гусеницы и колеса?

— Предшественник Т-34, танк серии БТ, был колесно-гусеничный. Его прародина, как и многих других, — заграница. Была концепция, что война будет идти в Европе, а там дороги хорошие, сворачивать не надо. А если надо, то можно переобуть колеса на гусеницы. Как во время боя это переобувание устраивать — непонятно. Харьковское КБ предложило только гусеничный средний танк. Многие на военном совете в 1939 году решительно противостояли этой идее, насмехались над Кошкиным, говорили, что это “калоши без ботинок”. Слово взял Иосиф Сталин — сказал, чтобы конструкторы, раз так уверены, делали два проекта. Оба танка прошли испытания, но гусеничный победил по всем показателям. Его и приняли в серию.

— Танк делали во время войны…

— Гитлер узнал о существовании Т-34 только на третий день после нападения на СССР. Он приказал повернуть победно шедшую на Москву танковую армию Гейнца Гудериана: “Харьков важнее, чем Москва”. Однако 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями уже собрались в эвакуацию из Украины на Урал. Там продолжалась работа по усовершенствованию танка — была улучшена башня, усилена пушка (вместо 76 мм стала более мощная — 85 мм). Именно 5 декабря 1941 года, в день начала наступления наших войск под Москвой, первый танк Т-34 был выпущен на эвакуированном заводе в Нижнем Тагиле. Я помню, что время от времени раздавались звонки ночью. Отец часто перезванивался с директорами заводов по всей стране. Слышимость была плохой, он очень кричал, что планы не выполняются. У отца было два таланта: организаторский и конструкторский. Из-за них его после войны перевели в Москву.

Генерал Гудериан впоследствии написал об этом: “6 октября 1941 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить... Потери русских были значительно меньше наших. Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-миллиметровой пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи”.

— Переехав в Москву, вы были вхожи в Кремль? Тайны “Кремлевских жен” откуда почерпнули?

— Отец возглавил Главное управление по производству танков. Он был каким-то образом близок к кремлевскому миру, но я себя никогда не ощущала кремлевской дочкой. Мы не жили в Доме правительства. Иногда лишь появлялись кремлевские продукты. Отец общался со многими военными. Большое впечатление произвел Константин Рокоссовский, очень красивый мужчина. Я помню, как у нас в квартире стоят мама и Константин Константинович — на фоне окна, вечереет, — и о чем-то разговаривают. Мне почему-то это не понравилось. Когда я подросла, стали появляться молодые люди из тех кругов, но они были настолько малоинтересны, с ними не было о чем говорить. Я видела всех этих женщин. Моя книга “Кремлевские жены” — не случайное сочинение. Отец дружил с сыном Ворошилова, Петром Климентьевичем. Он делал тяжелые танки “КВ” — “Клим Ворошилов” и “ИС” — “Иосиф Сталин”. С внуком Ворошилова меня знакомили, но я ему не понравилась, а он мне. Кремлевские же девочки были очень сознательными и умными.

— Как же такой далекий от техники человек, как вы, взялся за танковый музей?

— В сущности, это — любовь к отцу. В женском творчестве много посвящений мужчинам, есть сыновьям, например у Ахматовой, но вот отцам — нет. А для меня отец вообще был идеалом мужчины. Он внезапно заболел в 1976 году и умирал под звуки салюта в День танкиста. Я читала ему стихи, свои, чужие, пообещала написать книгу о нем. А он сказал: “Зачем обо мне — надо о нас, но что ты о нас знаешь…”. Стала собирать информацию, документы, вещи, на которые, как на “музейные”, смотреть меня научил Семен Михайлович Гейченко, директор пушкинского Михайловского. Но люди, создававшие танк, ничего не хотели мне рассказывать. Они засекреченные были уже в своей голове. И тут мне помог… Лев Толстой. Он написал “Войну и мир”, в которой, если сравнить с книгой “Война 1812 года и русское общество”, обнаруживается масса вымысла. И я написала роман-воспоминание, посвященный отцу, где в предисловии оговаривала, что в основе повествования лежит история танка Т-34. Мне стали присылать письма. Кто-то ругал, кто-то хвалил, а кто-то присылал чертежи, воспоминания, пропуски на завод, в вагон на эвакуацию. Собиралась коллекция, и Гейченко мне сказал: “Делай музей”.

— Почему именно в Шолохове?

— Там находится наша дача, где последние годы жил отец. Там первоначально разместился музей. Именно с того места 6 декабря 1941 года пошли наши “тридцатьчетверки” в наступление на Лобню. Это было самое близкое к Москве место. Шли танки именно по нашему участку. После войны давали землю под дачи. По воле судьбы здесь поселились танкисты. 2 мая 1985 года на своей даче я открыла Музей танкостроителей. Пришло столько народа, что провалился пол. Интерес объяснялся просто: о бренде “танк Т-34 никто ничего не знал. Танк был засекречен — до 1989 года он находился на вооружении в некоторых странах. Люди приходили смотреть. В 90-е стали появляться иностранцы, пытались скупить все на корню. Есть книга о 18 величайших творениях рук человеческих — от нашей страны там только танк Т-34. Я поняла, что музей этого танка надо сохранить. Благодаря пониманию многих людей в 2001 году началось строительство музейного комплекса. Строили всем миром. Участвовали столичное правительство, Московской области, администрация Лобни, Главное бронетанковое управление и отдельные люди. Экспонаты развешивали всю ночь перед открытием, убирались, мыли полы… В последний момент с Украины привезли макет танка — его не пропускали через таможню без мзды. Начальник ГАИ говорил: “Никто к вам не приедет, кому вы нужны со своим танком”. Поспорили на ящик коньяку. Народу было море, открывал музей губернатор Московской области генерал Борис Громов, а у меня в голове все звучали слова отца: “Деточка, да с чем же ты можешь справиться, ты на даче не можешь ничего сделать, не то что книжку о танке писать…”

— Теперь можно отдыхать?

— Оказалось — это только начало, теперь все надо регистрировать, оформлять и музей, и землю. Юристы доводили меня до белого каления. Популярность музея растет. Очень помогают друзья-соратники — полковник Игорь Желтов и генеральный директор общественной организации “Атлантида — XXI век” Галина Чикова. Приезжают школьники, ветераны, иностранцы. Проводим концерты, праздники. Один Т-34 нам подарил МФТИ. Позже начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Сергей Александрович Маев передал музею еще пять знаменитых танков. К нам присоединилась вдова маршала бронетанковых войск Екатерина Сергеевна Катукова. Она передала вещи своего мужа, прославленного полководца, с которым прошла всю войну до Берлина. Сейчас она председатель совета музея. На втором этаже музея мы рассказываем о маршале Катукове и трех танкистах. Еще будучи комбригом в сражении под Мценском, он сумел с 48 Т-34 остановить более пятисот танков немецкого генерала Гудериана. Сейчас нам должны передать землю в пользование. Здание небольшое, места не хватает, много экспонатов так и лежит у меня на даче. Мечтаю построить вторую часть комплекса, нужно закрыть танки стеклянными колпаками. Наш танк — колобок, который по сусекам метен. Его делали все. Он защищал всех. Теперь все должны защищать его музей. Наше прошлое, которое олицетворяет эта фантастическая машина.

СПРАВКА "МК": Лариса Николаевна Васильева, поэтесса, писательница, профессор Ноттингемского университета и академик Академии российской словесности. Автор сборников стихов: “Льняная луна”, “Огневица”, “Лебеда” и проч. Перу Васильевой принадлежат книги “Альбион и тайна времени” — серия очерков об Англии, “Книга об отце”, “Кремлевские жены”, “Дети Кремля”, “Жены русской короны”, “Жена и муза”, “Душа Москвы” и др. Многие произведения Ларисы Васильевой переведены за рубежом; она также возглавляет информационное содружество “Атлантида — XXI век”.

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 1066 “тридцатьчетверок”, за годы войны — свыше 66000. “Тридцатьчетверка” — совершенная для того времени машина: отменная бронезащита, высокая огневая мощь (пушка и два пулемета), дизельный двигатель В-2 — сосредоточила лучшие достижения научно-технической мысли. Танк обладал лучшей подвижностью. Он развивал скорость до 48 км/ч, был надежным в бою, “поворотливым” и способным преодолевать любое бездорожье. Постоянно шла работа по усовершенствованию модели. В результате удалось пересмотреть 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и увеличило количество выпускаемых танков.

Музей, посвященный одному танку, — единственный в мире. Но памятники этой легендарной боевой машине стоят не только по всей России, но и за рубежом, даже там, где “тридцатьчетверка” не воевала. По количеству памятников это оружие занимает первое место в мире. В Волоколамске, Липецке, Тамбове, Николаеве, Белгороде, Орле, Мурманске, Острогожске, Днепропетровске, селе Поныри (Курская обл.), Уфе, Берлине, Лондоне… В Австралии Т-34 — символ победы человечества над чудищем нацизма, поскольку, как говорят австралийцы: “Этот танк — очень красивое творение рук человека”. В разные годы танк Т-34 находился на вооружении 45 государств мира, в России — до 1997 года.

Юлия ГОНЧАРОВА,

05.07.2006

дер. Шолохово

65-я годовщина Битвы под Москвой

6 декабря в 11.00 на территории музейного комплекса "История танка Т-34" (17 км Дмитровского шоссе, д. Шолохово) состоится торжественная акция в честь 65-летия Битвы под Москвой. К музейному комплексу отправится автопоезд Памяти

У мемориала состоится церемония возложения цветов и корзин в честь погибших защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны. В акции примут участие: первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова, председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна Алексеевна Васильева, руководитель и основатель музейного комплекса танка Т-34 Лариса Николаевна Васильева, заместитель председателя Правительства Московской области Сергей Николаевич Кошман, генерал армии, статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Александрович Панков, начальник главного бронетанкового управления МО РФ генерал полковник Владислав Александрович Полонский, начальник Федеральной службы Оборонзаказа генерал полковник Сергей Александрович Маев, представители администрации Московской области и Лобненского района.

Музейный комплекс «История танка Т-34» не случайно возник на Дмитровском шоссе Подмосковья. Отсюда 6 декабря 1941 года с того самого рубежа, где стоит музей, у северной окраины деревни Шолохово батальоны танков Т-34 пошли в контрнаступление под Москвой. На медали «За оборону Москвы» изображен танк. Это танк, ставший символом Великой Отечественной войны - танк Т-34.

Не все знают, что в первый, самый страшный период войны были не только поражения, но на отдельных участках фронта были и победы. История, которая случилась в начале октября 1941 года в районе Мценска, что недалеко от Орла, именно о том, как полковник Катуков разбил непобедимого доселе генерала Гудериана. Этой странице истории была посвящена экспедиция Памяти, которую организовал Комитет общественных связей города Москвы. Поезд Памяти был организован в сентябре 2006 года в Орел. Ветераны, участники тех сражений, ребята из детского и молодежного движения столицы побывали местах, где героически сражались танкисты Катукова.

"Чудо технической мысли", "ласточка в танковых войсках", "грозное оружие победы", "лучший в мире танк" - как только не называли легендарную "тридцатьчетверку", гордость танкостроителей и любимицу танкистов. Исторически так сложилось, что рядом с музейный комплексом "История танка Т-34" жил и работал один из первых русских изобретателей танка В. Д. Менделеев. На лесной поляне под Дмитровым испытывался в 1917 году первый русский тяжелый танк Н. Н. Лебеденко. В дачных поселках этих мест после войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М. Е. Катуков, П. А. Ротмистров, В. М. Баданов, А. А. Бурдейный, Н. А  Кучеренко, А. М. Парчинский, П. С. Антонов, С. А Иванов и др. Но главное, 6 декабря 1941 года с того самого рубежа, где расположен музейный комплекс "История танка Т-34", батальоны "тридцатьчетверок" пошли в наступление на Лобню и Красную Поляну, занятые немецко-фашистскими войсками. В 2001 году 6 декабря, в дни празднования 60-летия битвы под Москвой, в присутствии руководителей Москвы и Московской области состоялась торжественная церемония открытия музейного комплекса "История танка Т-34". В этом году музей отпразднует свое пятилетие.

Основу коллекции музея составляют личные вещи конструкторов танка и документы, среди которых уникальная находка - подлинные чертежи деталей Т-34, подписанные М. И. Кошкиным, А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, диорамы, изображающие реальных участников битвы под Москвой, модели других отечественных танков.

Информация подготовлена пресс-службой Комитета общественных связей города Москвы

www.mosportal.ru/ kos/12/i50_726.htm

Женский портрет в современном интерьере

Этот портрет получился грустным... Он, так уж вышло, окрашен в ностальгические тона и связан с недавним визитом в Таллинн известной русской поэтессы Ларисы Васильевой, ныне автора многих романов на историческую тему.

Уместно, пожалуй, будет начать с одной энциклопедической справки.

"КУЧЕРЕНКО Николай Алексеевич (1907 - 1976), конструктор танков и организатор танкового производства, инженер-полковник. Чл. КПСС с 1942. Совместно с М.И. Кошкиным и А.А. Морозовым возглавлял работы по созданию ср. танка Т-34, принятого на вооружение в 1939. В войну совместно с Морозовым руководил модернизацией (1944) и других образцов бронетанковой техники. Государственные премии СССР (1942, 1946, 1948). Награжден орденами Ленина, Отечеств. войны 1-й степени, 2 ордена Трудового Красного Знамени, 2 орд. Красной Звезды". («Великая Отечественная война. 1941-1945». Энциклопедия. Москва, "Советская Энциклопедия", 1985, стр.395.)

 К теме разговора эта справка имеет непосредственное отношение. Но об этом чуть позже.

Интерьер

Итак, встреча в Союзе писателей Эстонии с писательницей Ларисой Васильевой, состоявшаяся на прошлой неделе. Место действия - холл перед залом заседаний со знаменитым "черным потолком". Аудитория - преимущественно женская (эстонские феминистки?), но сидят и мужчины - работники нескольких таллиннских издательств. Я с удовольствием откликнулся на это приглашение, потому что когда-то, лет 15 назад, побывал на такой же встрече.

Портрет

Лариса Васильева, очень красивая, с певучим, замечательно глубоким голосом, выступала тогда в качестве поэтессы. Каковой и была, причем неплохой поэтессой, выпустившей к тому времени десятка два поэтических сборников. Прозой я в ту пору особенно не интересовался, а если б интересовался, то знал бы, что она еще и критик, и публицист, и очеркист, и прозаик. Первое, что, помимо стихов, попало мне в поле зрения, были очерки Ларисы Васильевой об Англии, сначала печатавшиеся в каком-то толстом журнале, скорее всего в престижном "Новом мире", а затем ставшие книгой "Альбион и тайна времени", выдержавшей несколько изданий. В аннотации ко 2-му изданию (1983) сообщается, что Лариса Васильева 6 лет жила и работала в Англии, что "среди многочисленных персонажей книги люди самых разных возрастов и занятий: шахтер из Уэльса, инженер автомобильного завода, художница по костюмам, старый клерк, домашняя хозяйка..."И еще сообщается, что эти рассказы жены тогдашнего корреспондента "Известий" в Великобритании "были с интересом встречены как советским, так и английским читателем".

Насчет английского читателя не уверен: конец 70-х - начало 80-х годов далеко не лучшая пора в отношениях брежневской застойной империи с остальным миром. Насчет же широкого советского читателя можно сказать с уверенностью: книгу Ларисы Васильевой он принял с большим интересом, потому что она, эта книга, казалась ему отдушиной, узкой щелочкой, сквозь которую можно было хоть краешком глаза заглянуть в жизнь западную, ему тогда не доступную.

Этот интерес подогревался не только любопытством к злачной западной жизни, насладиться которой могли только немногочисленные представители тогдашней советской элиты (корреспонденты центральных газет, дипломатический корпус, представители Внешторга и т.п.), но еще и завистью. Элементарной завистью к сладкой жизни элиты, точнее - тогдашней советской номенклатуры. (Этот феномен остро проанализировал впоследствии в своей знаменитой книге Михаил Восленский.) Он, этот интерес массового советского читателя к своей элите, умело подогревался тогдашней пропагандой и становился своего рода массовой любовью.

Всеобщей любовью пользовалась и Лариса Васильева, принадлежавшая в те годы к этому узкому привилегированному слою советских литераторов. Объяснение этой любви очень простое. Да она и сама дает его в своей "Книге об Отце", романе-воспоминании, вышедшем в свет сразу за "Альбионом", в 1984 году в издательстве "Советский писатель". В аннотации говорится, правда, что это не документальное, а "художественное повествование", что в книге есть главный герой, а "прообразом героя стал отец автора Н.А. Кучеренко - один из создателей легендарного танка Т-34" (см. справку выше).

Не знаю уж, почему тогдашним хозяевам жизни, в том числе и распорядителям литературного процесса, понадобилось обставлять рассказ Ларисы о своем знаменитом отце такими оговорками. Но она и сама в предисловии "От автора" пишет: "Мне не хотелось, чтобы люди, знавшие эту историю, ставили знак равенства между героями и реальными людьми. /.../ Моей целью было отразить не черты той или иной личности, а черты Времени - великого и необратимого". Может быть, тут сыграла свою роль тотальная засекреченность, касавшаяся советской оборонной промышленности, до середины 80-х так и не снятая? Или это был особый художественный прием, позволивший автору не слишком придерживаться документальной канвы и создать вольное художественное повествование о событиях, которые она считала важней отдельной частной жизни? В романе, впрочем, фамилии героев если и зашифрованы, то не слишком, даже наоборот - содержат прозрачный намек на своих прототипов (Кочерно - Кучеренко, Холодов - Морозов и т.д.)

Нет сомнения, что "Книга об Отце" имела в свое время большой успех у своего читателя. Нет сомнения, что Лариса Васильева, человек эмоциональный и талантливый, сторицей оправдывала его ожидания. Что ее читательская аудитория насчитывала многие и многие миллионы... Лучше всего, как всегда, она написала об этом сама - в книге "Облако огня", вышедшей недавно, всего 10 лет назад в издательстве "Современник". Там она уже именуется лауреатом премии имени Московского комсомола и на этот раз выступает как критик и публицист. Главные вехи жизни (а на дворе 1988 год, разгар "перестройки") маркируются в свойственной автору эмоциональной, приподнятой, во многом поэтической манере (она и есть поэтесса): "Все, что происходит с обществом, формирует личность, диктуя поступки и непоступки, высвечивая и сочетая необходимые именно этому времени слова".

Какие же жизненные вехи, какие общественные события особенно важны для автора?

"...Давно ли? Окна в белых крестах, вой сирены... Мама в носочках и голубой панамке спешит на крышу гасить зажигалки... Мы с бабушкой в бомбоубежище, она прикрывает меня большим телом, а я шепчу ей в ухо свои стихи".

"...Заснеженный поселок у подножия уральского завода... Из ворот завода выходят первые танки Т-34, идут на фронт".

"...Москва. Праздник 800-летия столицы... Незнакомый молодой человек, почти мой ровесник... знаменитая улыбка первого космонавта..."

...Зал Политехнического музея - впервые читаю свои стихи вместе с известными поэтами..."

"...Города, поселки, деревни, строительные объекты, полевые станы, дворцы культуры. Сибирь, Молдавия, Грузия, Пермская область, остров Сахалин, Алтайский край, всего не перечислить - типичная биография жизни современного писателя..."

"...Излучина Дона. /.../ Невысокий человек крепко держит меня под руку и говорит глуховато: "Здесь моя Аксинья прощалась с Григорием." Шолохов..."

"...Резкий поворот - Англия. Живу и работаю здесь несколько лет. Хочу понять страну. Пишу книгу "Альбион и тайна времени". Возвращаюсь. Снова поездки, встречи, впечатления. Все чаще тянет уединиться... Незаметно мое поколение стало старшим, но именно ему ныне предстоит отвечать за все, что было при нас".

Портрет в интерьере

Теперь, освежив в памяти некоторые страницы творческой биографии Ларисы Васильевой, вернемся в вышеозначенный интерьер.

Того государства, в котором известная русская писательница жила и творила, уже нет. Есть Россия, и есть зарубежье, на сей раз ближнее - Эстония. Сюда Ларису пригласили ее друзья, таллиннские издатели, чтобы она имела возможность рассказать, чем занимается сейчас, что пишет, что издает.

Русская история - это моя судьба, рассказывает Л. Васильева собравшимся. Русская история началась с семейной драмы, когда Ольга, жена князя Игоря, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Так родилась идея написать серию книг о роли женщин в русской истории. Несколько книг уже написано. Они стали бестселлерами и переведены на множество языков. Появилось множество пиратских изданий - на Украине, в Молдавии, общий тираж которых, как сообщили автору в престижном московском издательстве "Вагриус", перевалил за 4 миллиона. Меня ругали, хвалили, рассказывает Лариса Николаевна. Ругали в основном мужчины резко коммунистического направления - за то, что посягнула на Ленина, на Сталина, на других кремлевских небожителей, верней на женщин, их окружавших. (Речь идет о книгах "Кремлевские жены" и "Дети Кремля".) Привезла Лариса Николаевна и третью, только что вышедшую в издательстве "Аст" (1999) книгу "Жены русской короны". Она, собственно, была задумана первой в этой исторической серии, но обстоятельства сложились так, что сначала пришлось спешно выпустить "Кремлевских жен" - из опасения, как объяснила Л.Н. собравшимся, что время не ждет, перестройка не вечна, кремлевские жены умирают одна за другой, и если вновь придет мадам Цензура, то ничего не напишешь и не издашь.

Акция, как видно, имела успех, цензура не воскресла. Наоборот - в мутных книгоиздательских волнах вновь нарождающегося капитализма сильно возросла конъюнктура на такого рода издания. Тут уж куй железо, пока горячо, иначе тебя обскачут конкуренты. Не теряли издатели времени и на Западе - "Жены" вышли в Германии, "Дети" в Польше, даже из Китая срочно приехали переводчики и сказали, что денег автору на гонорар нет, а издавать будут. (Смех в зале, то есть, как сказано выше, в интерьере.) Только во Франции тема пока что осталась неактуальной, зато в Чехии и в Румынии вышли многотиражные издания, само собой разумеется, пиратские.

Что же касается новой книги ("Жены русской короны"), в которой, как предуведомляет издательство читателя, описаны "десять веков жизни - на вершинах власти или на ее задворках", то нет сомнений, что и она станет вскорости мировым бестселлером.

Вопросы доброжелательной аудитории, преимущественно женской, и касались преимущественно женских проблем. Лариса Николаевна рассказала коротко, как ею и несколькими ее единомышленницами была - из протеста - создана Международная Лига Писательниц; о том, что в Москве до сих пор очень популярен клуб "Москвитянка", куда с охотой приходят и видные мужчины (недавно женщин посетил и остался весьма доволен визитом академик Гольданский); об исторических аспектах женского писательского движения, в частности о Первом Всероссийском съезде женщин, на котором обнаружилось, что у госпожи и у служанки, в сущности, одни и те же проблемы, - и т.д.

Заглянув в одну из книг, я выписал себе на память один абзац на эту же тему - о том, как Лариса Васильева описывает свое знакомство с одной из самых знаменитых женщин современности. Дело было в Англии в 1973 году. Советник нашего посольства подвел автора "к толстому большеротому монстру, некогда бывшему женщиной. Вуалетка опускалась с маленькой черной шляпки. которая сидела набекрень на взлохмаченной голове. Вся вуалетка была усыпана подрагивающими черными мушками. Так Мария Игнатьевна, законная жена барона Будберга, дочь украинского помещика Закревского, возлюбленная английского дипломата и шпиона Локкарта, сожительница Максима Горького, гражданская жена писателя Герберта Уэллса, вошла в мою жизнь..."

...В мою жизнь Лариса Васильева вошла как прелестная стройная поэтесса, читавшая свои стихи мелодичным, замечательно звучным голосом, да еще промелькнувшая как-то раз где-то в коридорах Международной комиссии Правления Союза писателей СССР, очень деловая и очень благополучная. Я рад был теперь ее визиту в Эстонию, тоже мимолетному и не слишком мне понятному. Может быть, эстонские издатели пожелали перевести ее бестселлеры и на эстонский? Нет сомнений, что своего читателя они найдут и здесь, и повсюду в финно-угорском культурном ареале. И мне грустно оттого, что еще один прелестный образ, живший в моей душе, рассеялся в прах.

Светлана СЕМЕНЕНКО.

www.moles.ee/ 99/Mar/29/6-1.html

Лариса Васильеєва (Кучеренко) біля свого Музею

Музей истории танка Т-34

На світлинах: Лариса Васильева. Музей історії танка Т-34. Лариса Васильеєва (Кучеренко) біля свого Музею.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Вхід

Останні коментарі

Обличчя української родини Росії

Обличчя української родини Росії

{nomultithumb}

Українські молодіжні організації Росії

Українські молодіжні організації Росії

Наша кнопка