Друк
Розділ: Українськ­і Церкви в Україні та в діаспорі

Алексий II  дал согласие  Президенту посетить УкраинуВиктор Ющенко хочет выступить в роли объединителя Украинских Церквей. Станет ли Патриарх Алексий II помогать ему в этом?

Находясь с официальным визитом в Москве, 21 февраля президент Украины Виктор Ющенко встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и пригласил его на празднование 1020-летия крещения Руси, которое пройдет в Киеве этим летом. Как сообщает пресс-служба Московской Патриархии, «приглашение было принято с благодарностью», однако «точная дата визита пока не определена». Если он состоится, то станет первой поездкой Алексия II в украинскую столицу с 1990 года. Нынешний визит обещает стать историческим – но вовсе не из-за условной даты, к которой он приурочен. 1020-летие крещения Руси (дата, конечно, круглая, но по сравнению с 1000-летием того же события, с размахом отпразднованного в 1988 году, кажется не столь значительной) – не более чем повод для того, чтобы устроить масштабное церковно-политическое шоу, которое каждый из его участников будет использовать в своих интересах. Что же произойдет этим летом в Киеве?

28 февраля митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) обсудил подготовку визита Алексия II с главой секретариата президента Украины Виктором Балогой. Не исключено, что в администрации Виктора Ющенко планирующийся визит Алексия II могут использовать для реализации своего проекта создания единой независимой Украинской Православной Церкви. Этой сверхзадаче служили и поочередные переговоры Ющенко с представителями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), которые проходили в 2006–2007 годах. Однако межцерковные консультации по вопросу православного единства тогда так и не начались. В Московском Патриархате не соглашались садиться за стол переговоров с «раскольниками» без выполнения ими ряда условий. Выступление Виктора Ющенко в роли «объединителя Церквей», подобно Владимиру Путину 17 мая 2007 года, откладывалось все дальше и дальше: украинские Церкви объединяться не хотели. Не дал зримых результатов и визит Виктора Ющенко к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I в июне прошлого года. Возможно, теперь украинский президент решил подключить к этому процессу Московского Патриарха: если в 1990 году Алексий II привез для Украинской Православной Церкви автономию, то, может быть, теперь привезет и автокефалию, то есть полную независимость?

Но в Московском Патриархате вряд ли согласятся играть по нотам, написанным в секретариате Виктора Ющенко. Начнем с того, что Алексий II может вообще отказаться от визита, мягко, сославшись на нездоровье или плотный график работы, или жестко, со ссылкой на «сложившуюся ситуацию, которая делает участие Патриарха в торжествах невозможным». Поводом может послужить любой неосторожный шаг украинской стороны, например вмешательство в хозяйственный конфликт вокруг Киево-Печерской лавры. Для того чтобы «испортить праздник», Виктору Ющенко достаточно пригласить на него Киевского Патриарха Филарета (Денисенко), которого в Москве считают самозванцем. Против того, чтобы визит Алексия II состоялся, играют православные националисты с обеих сторон. Русские националисты выступают против любых контактов с Виктором Ющенко, который начал президентскую карьеру под лозунгами оранжевой революции, а их украинские «коллеги», как и восемнадцать лет назад, готовы ложиться под колеса патриаршего автомобиля и скандировать «Геть москальского попа!». Очевидно, подобный прием Алексию II не нужен.

Патриарх едет исключительно к своей пастве и не будет делать громких заявлений ни по церковным, ни по политическим проблемам – похоже, это единственный возможный формат визита Алексия II в Киев, который на сегодняшний день устраивает Русскую Православную Церковь. Это означает, что патриаршая делегация будет всячески уклоняться от разговоров о независимости Украинской Православной Церкви, даже если Алексия II спросят об этом напрямую. Но как долго можно «играть в прятки» подобным образом? Если Алексий II все же поедет в Киев, то ему придется четко обозначать свою позицию по украинской проблеме. Вместе с празднованием 1020-летия крещения Руси в Киеве состоится всеукраинский Собор УПЦ МП. На нем Алексий II не может не выступить.

Между тем, по информации «НГР», отдельные представители духовенства УПЦ МП готовы просить автокефалии если не у Московского, то у Константинопольского Патриарха. То, что не слишком афишируемая, но и не скрываемая дискуссия о полном отделении от Москвы между епископами канонической УПЦ идет полным ходом, стало очевидно после Архиерейского Собора 21 декабря прошлого года (см. о нем «НГР» № 1 от 16.01.2008). Наконец, по этому поводу счел нужным высказаться митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Это произошло еще до визита Виктора Ющенко в Москву.

Выступая 18 февраля в Варшаве по случаю получения степени почетного доктора Христианской богословской академии, митрополит Владимир прочитал лекцию о современном состоянии Церкви, которую он возглавляет, и ее отношениях с государством. «Все три президента Украины (Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко) были и являются сторонниками создания «единой Поместной Церкви», видя в ней один из механизмов становления и консолидации украинской нации, – заявил митрополит Владимир. – За это время Церковь испытала на себе всю гамму «оттенков влияния»: от игнорирования и выталкивания на периферию общественной жизни до предложения статуса по существу государственной Церкви в обмен на те или другие условия. Но в состоянии ли сегодня само государство объективно и обстоятельно ответить себе и православному обществу, для чего ей нужна «Поместная Церковь»? Какими гипотетически могли бы быть его отношения с Православной Церковью с приобретением ею автокефального статуса? Ответы на эти вопросы не озвучивались. Озвучивалось лишь желание, чтобы Церковь такой статус получила».

По мнению митрополита Владимира, украинская автокефалия бессмысленна, если государство само не скажет о себе «я православно». Пока же УПЦ МП не имеет статуса юридического лица, пока ее глава не может совершать богослужения в кафедральном соборе Св. Софии, пока ей в полном объеме не возвращено имущество, отобранное в советский период, об особом статусе православия на Украине говорить не приходится. Да и Конституцию, в которой сказано о светском характере государства, никто менять не собирается. Не предлагая Церкви ничего, украинские власти хотят видеть ее автокефальной. Отношение митрополита Владимира к церковным инициативам Виктора Ющенко неоднозначно: «Президент Украины действительно является сторонником объединения всех православных верующих страны в единую Православную Церковь. Однако, выражая свою позицию по этому вопросу, президент не оказывает систематического политического давления на нашу Церковь с целью канонического разрыва УПЦ с Московским Патриархатом».

Принуждает ли Виктор Ющенко УПЦ МП к диалогу с «раскольниками» или нет – вопрос для серьезной дискуссии. Определенные усилия по «объединению всех православных верующих страны» в УПЦ МП тем не менее предпринимаются. Идут переговоры с УАПЦ, которую возглавляет митрополит Мефодий (Кудряков), началось и обсуждение условий начала диалога с самопровозглашенным Киевским Патриархатом (именно так митрополит Владимир расценил свою встречу с епископом УПЦ КП Димитрием (Рудюком) в декабре прошлого года). Хотя диалог с «самопровозглашенными Церквами» идет с канонических позиций, он вызывает у многих радикально настроенных верующих раздражение. Чтобы урезонить радикалов и утихомирить страсти вокруг готовящегося всеукраинского Собора, УПЦ МП в декабре прошлого года осудила «политическое православие», то есть использование религии в политических целях. Однако страсти вовсе не улеглись. В самой УПЦ МП началось деление по признаку отношения к канонической автокефалии. Все больше православных в России и Украине задаются вопросом: что привезет с собой Алексий II в Киев? Будет ли де-факто Поместная Церковь на Украине независимой и самостоятельной? Как тут не вспомнить Патриарха Тихона, который в ситуации с польской автокефалией сказал: «Если они посмеют это сделать (самочинно провозгласить автокефалию. – «НГР»), то я отниму у них и автономию, как у сынов противления». Но если РПЦ проявит несговорчивость, то инициатива в украинских делах может в недалеком будущем перейти уже к Константинополю...

Павел КРУГ.  

www.ng.ru 05.03.08

Виктор Ющенко взял Печерскую лавру

Президент Украины передал Киево-Печерскую лавру в собственность государства

Президент Украины передал Киево-Печерскую лавру в собственность государства. Как выяснилось, соответствующий указ Виктора Ющенко был подписан еще 25 февраля. То есть через два дня после его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. На ней, как известно, Патриарх отказал Ющенко в просьбе снять анафему с гетмана Ивана Мазепы.

На указ украинского президента не сразу обратили внимание, поскольку он назывался «О безотлагательных мерах по развитию города Киева». Среди поручений о приведении в порядок столичных дорог и улучшении работы транспорта одной строкой было сказано о передаче центра российского православия в Украине в собственность государства.

В окружении Ющенко отрицают политическую подоплеку такого решения. Руководитель гуманитарного управления секретариата президента Александр Быструшкин пояснил «НГ»: «Президент преследовал единственную цель – повысить статус Киево-Печерской лавры, которая до сих пор находилась в коммунальной собственности Киева». Чиновник сказал, что службы в церквах лавры, как и ранее, будет проводить Московский патриархат, в его же подчинении останется мужской монастырь.

Руководитель парламентского комитета по культуре и духовности Владимир Яворивский, выступивший одним из инициаторов передачи лавры в госсобственность, добавил, что столичные власти скудно финансировали реставрационные и восстановительные работы, не могли навести порядок в использовании около полутора сотен объектов, относящихся к лавре, не контролировали хозяйственную деятельность на территории Национального заповедника, внесенного в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Яворивский сообщил, что отныне Киево-Печерская лавра будет финансироваться из госбюджета – уже в апреле предполагается внести соответствующие поправки в финансовые планы государства. Контролировать происходящее на территории лавры от имени государства будет Министерство культуры и туризма.

Нюанс заключается в том, что вся территория лавры разделена на две части: нижняя с 1988 года, когда был восстановлен монастырь, относилась к коммунальной собственности Киева, верхняя – контролировалась Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником, подчиненным Минкультуры. Между церковными властями и заповедником уже много лет длится конфликт, связанный с использованием территории и строений. Так, гендиректор заповедника Сергей Кролевец в декабре прошлого года заявил, что бесконтрольная хозяйственная деятельность в лавре грозит уничтожением святыни. Он сообщил, что из-за строительных работ в пещерах повысилась влажность, изменился микроклимат, впервые зафиксированы случаи появления гнилостных бактерий в святых мощах.

«Все эти перестройки, изменения, новые строительства, которые ведутся на территории лавры, по сути, разрушают памятник. Если в предыдущие годы фиксировались единичные случаи разрушения памятников, то за последние три-четыре года график разрушений обрел черты разрушительной агрессии. При сохранении этой тенденции мы в ближайшие годы утратим Киево-Печерскую лавру как единый комплекс памятников», – заявил Кролевец.

Представители Украинской православной церкви Московского патриархата в ответ сообщили, что киевские власти в 2004 году передали им в пользование ряд аварийных, требующих срочного ремонта строений, которые ранее использовались в качестве складов и для других, не связанных с религиозной деятельностью целей. Церковь вынуждена была экстренно ремонтировать здания. Кстати, в ноябре прошлого года во время бурения скважин одна из свай пробила крипту «Батыем убиенных» в Ближних пещерах. По данным Госкомитета по вопросам религий, на территории пещер уже несколько лет регистрируются оползни, в связи с чем ежегодно проводятся аварийные работы.

«К сожалению, Церковь не смогла без помощи государства справиться с задачей спасения и сохранения уникального комплекса, – считает Игорь Луценко, один из лидеров общественного движения против незаконной застройки исторической части Киева. – За последнюю пару лет было уничтожено около десяти уникальных зданий лавры. Положа руку на сердце, представители Московского патриархата должны были бы признать, что это произошло и по причине возведения «пятизвездочных келий» – строительства целого коттеджного городка в сердце лавры».

Наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел ранее заявил журналистам, что руководство заповедника клевещет на церковные власти: «На работы, которые мы проводим, у нас есть все разрешения, а господин Кролевец даже не был в пещерах. Лучше бы он смотрел за зданиями, которые стоят у него на балансе, они разрушаются, а мы поддерживаем здания лавры в порядке в основном за деньги прихожан».

Государство не собирается вредить конфессиональным интересам Московского патриархата, решение президента принято, совершенно очевидно, не в пользу какой-либо другой конфессии, сказал «НГ» Виктор Войнолович, ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований им. Кураса Академии наук Украины. Он считает, что ответственность за сохранность и использование заповедника мирового уровня должно нести государство. «Сейчас никто не знает, какие организации и почему арендуют здания в лавре – необходимо навести в этом вопросе порядок», – отметил эксперт.

По данным казначея Киево-Печерской лавры архимандрита Варсонофия, власти Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника тоже не могли навести порядок даже на своей территории. Так, 45% площади лавры занимали арендаторы, 23% – музей, а остальное находилось в пользовании монастыря. «Конечно, со стороны заповедника злоупотребления тоже были», – согласен представитель Верховной Рады Яворивский. Он считает, что светская власть должна вместе с представителями Церкви изучить ситуацию и принять решение, возможно, о кадровых ротациях в руководстве заповедника. «Прошла уже неделя с момента подписания президентского указа – в наш парламентский комитет никаких жалоб от Московского патриархата не поступало», – сказал он.

Представители Киево-Печерской лавры отказались как-либо комментировать ситуацию. Однако некоторые агентства обнародовали мнение пресс-секретаря Украинской православной церкви Киевского патриархата архимандрита Евстратия, который считает, что передача комплекса Киево-Печерской лавры в госсобственность должна поспособствовать его лучшей сохранности, а также уладить существующие конфликты. Эксперт Института религиозной свободы Максим Васин считает, что указ президента не должен породить новые межконфессиональные конфликты, хотя и заденет интересы отдельных хозяйствующих субъектов.

Татьяна ИВЖЕНКО.

www.ng.ru 04.03.08

Киево-Печерская Лавра

На світлинах: Алексий II собирается посетить Украину. Киево-Печерская лавра была и остается православным центром паломничества.